Спектакль «Новаторы»

Остановись, даже если ты не любишь театр, а удовлетворение находишь только в цифрах. Эта история для тебя!

Что мы знаем о создателях сети и персональных компьютеров? Как связаны лорд Байрон и идея Интернета? Как Стив Джобс променял фрукторианство и босые ноги на католичество и жесткий деловой костюм? Обо все этом вы можете узнать в нашей рубрике #mgimorecommended, очередная статья которой расскажет о спектакле «Новаторы» в театре имени В.В. Маяковского.

Согласно закону Мура (если ты тоже не знаешь, о чем он, то тебе определенно стоит сходить на спектакль), скоро увеличение числа транзисторов будет невозможно, а значит человечеству придется придумать что-то новое, нежели очередной айфон с ускоренной операционной системой. Но придумаем ли мы что-то? Есть ли в нашу эпоху настоящие новаторы, способные на это?

Этими вопросами задаются актеры театра имени Маяковского в конце спектакля «Новаторы», в котором в течение трех с половиной часов рассказывается о великих людях, давших мобильники с Интернетом в руки человечеству.

3,5 часа – это вообще как?

Вы спросите: что можно показывать 3,5 часа на сцене, если сюжет спектакля – это создание персонального компьютера и единой сети? Но мало кто знает, что история началась еще в первой половине девятнадцатого века, когда поэт-гуляка Байрон решил заплатить по счетам и женился на скромной, но очень богатой девушке Аннабелле Уэнворт, которая подарила лорду как новый титул и приданое, так и единственно законнорожденного ребенка Аду.

Ада Лавлейс, я уверена, вы слышали о ней. Прекрасна лицом и умом, она в возрасте тридцати лет написала трактат, в котором объяснялась идея, положенная в основу персонального компьютера. И это была середина девятнадцатого столетия!

Итак, это всего лишь одна история из огромного списка личных путей компьютерных гениев.

«Штаны превращаются в шорты»

Кажется, что уместить все документально сверенные истории в один спектакль достаточно сложно, но актеры театра имени В.В. Маяковского с этим справились. Актер меняет маску, а персонаж Роберт Нойс, создатель компании Intel, превращается в босоногого Стива Джобса. Лица артистов «Маяковки», их голоса, характеры настолько гибки, что не верится, что вот этот человек только что играл доброго и уравновешенного изобретателя, а теперь он деспотичный, нервный управленец в большой цифровой компании.

Девятнадцатый век, война, хиппи – это один спектакль?

В спектакле всего один антракт, но каждое действие делится на несколько мелких явлений, историй, время и настроение которых передается через костюмы, песни и хореографию. Вот эпоха хиппи: под опьяняющим действием LCD Стюарт Брэнд, человек, предложивший NASA сфотографировать Землю из космоса, играет на фортепьяно и думает над идеей выпуска «Каталога всей Земли». А вот первая половина 20 века: строгость нравов, надвигающаяся Вторая мировая война и скромный Алан Тьюринг, согнувшись над шифровальной машинкой, прячется от всеобщего угнетения людей нетрадиционной ориентации. Этих двух персонажей играет один человек, легким движением руки превращая театральные «штаны в шорты».

Благодаря работе художника по костюмам Марины Бусыгиной и профессионализму художника-постановщика Мариуса Яцковскиса, девушки ENIAC и первая женщина-программист, работающая на ВМФ США во время Второй мировой войны, уживаются вместе на одной сцене, декорации которой практически не меняются, в одной исторической реальности, изображенной с двух разных углов.

Много вопросов и достаточно ответов

Кто такие новаторы? Гении, сумасшедшие, параноики, семьянины, генералы в армии? Что они сделали, чтобы перевернуть мир: боролись с реальностью, соперничали друг с другом, сотрудничали, корыстно крали идеи других или альтруистически размещали операционное обеспечение на открытом источнике в сети? Много вопросов, за которыми следуют раскрытые ответы-истории, сыгранные артистами «Маяковки». Даже если вам кажется, что это долго, что театр — это не для вас, то вы будете поражены, насколько полезно и познавательно проведете эти три с половиной часа.

Принято считать (как и принято не замечать, кому штаны удобнее), что первые разработчики персонального компьютера и первые программисты – это мужчины. Но так ли это? Сходите на спектакль «Новаторы», чтобы узнать, как газеты запрятали в строках ценность работы девушек ENIAC и замолчали успех программирования Хоппер.

P.S. «Новаторы» — это премьера, а значит, вы успеете еще его увидеть. Более того, билеты на спектакль можно оплатить с помощью Пушкинской карты.

Текст: Петряева Мария (4 МЖ-МИЭП)
Пресс-служба Студенческого союза