МГИМО в лицах: Кристина Кожевникова
Платформе ART LAB МГИМО чуть больше года. Но за плечами у ее команды уже не один успешно реализованный проект и несколько выставок в стенах Университета. У истоков создания первой культурно-образовательной платформы стоит хрупкая и обаятельная студентка ИМОУ, которая интересуется современным искусством, обожает классическую музыку, а в свободное время водит квадроцикл. О культурном шоке при поступлении в МГИМО, рынке современного искусства и о том, как получить права тракториста – читайте в нашем интервью с Кристиной Кожевниковой в рамках рубрики #мгимо_в_лицах.
Совсем недавно ART LAB отметил свой День рождения. Твоему проекту целый год. Однако он, насколько мне известно, стал первой платформой о культуре и искусстве в МГИМО. Как ты думаешь, почему подобный проект не был реализован раньше?
Когда мы начали создавать ART LAB, у многих почему-то было представление о том, что искусство – это непрофильное направление в институте. Ну и зачем ему тогда уделять столько внимания? Такое представление и сейчас есть.
То есть в реализацию твоего проекта многие не верили?
Когда я открывала ART LAB, я вообще думала, что это будет часть какого-то другого клуба. Мне сказали, что искусство – это не то, чем может заниматься студент в свое свободное время и что это никому не будет интересно. Но я знала, что это не так. У нас каждый второй фотографирует, много ребят, которые рисуют в свободное время, увлекаются кино. Я думаю, что культурное образование важно и для профессии дипломата, и для кругозора вообще.
А чем именно поможет дипломату изучение искусства и приобщение к нему?
Это полезно для нетворкинга – модного сейчас направления. Ну и как минимум для того, чтобы с тобой было о чем поговорить. Ведь искусство расширяет кругозор, делает тебя интересным собеседником. Культура во всех ее проявлениях нас улучшает и обогащает. И я думаю, что для дипломата – человека, который должен работать на государственной службе и нести какой-то посыл в другие страны, взаимодействовать на международном уровне – это очень важно.
То есть дипломатия и искусство, по-твоему, связаны?
Одна из целей ART LABа в том, чтобы показать, что на международном уровне можно построить еще и вот такую карьеру, карьеру в сфере искусства, моды, а не только, например, посвящать себя бизнесу или дипломатии. Это очень перспективно и круто. Просто многие студенты МГИМО, которые занимаются творчеством, думают: «Ну вот окончу я вуз и куда пойду? Кому нужны мои фотографии, например?» А мы как раз и показываем, как сделать карьеру в этой узкой сфере, куда пойти и чему учиться.
Дипломату и творческой личности в тебе сложно уживаться вместе? Кто-то постоянно доминирует? Или они сосуществуют в гармонии?
Вообще, мне достаточно комфортно. Я понимаю, что несу собой какую-то очень специфическую историю и что могу что-то новое людям рассказать. Мне всегда казалось это очень ограниченным – быть специалистом только какого-то узкого профиля. Дипломатия для меня – это как раз способ расширить кругозор и поле моей деятельности.
Но ведь зачастую, когда студенты выбирают специальность, не связанную непосредственно с искусством, их внутренняя творческая личность умирает. Но тебе, кажется, удалось ее сохранить. Как?
Честно говоря, я пыталась ее подавить (улыбается). Год я училась в Англии на текстильщика, а когда поступила в МГИМО, подумала: «Ну все – меняю свою жизнь! Не буду больше рисовать!» Раньше я много рисовала, шила, а потом решила, что не буду тратить на это время, буду пытаться переквалифицироваться, потому что мне казалось, что я не смогу монетизировать свое творческое начало. Сейчас я и правда ничем таким не занимаюсь в свободное время (мне его просто не хватает). Но вот ART LAB меня все равно настиг! И сейчас я уже возвращаюсь к этому творческому началу с образовательной стороны.
Я видела у тебя на страничке запись о том, что у тебя есть права тракториста. Это правда? Как-то сложно представить такую хрупкую девушку, увлекающуюся искусством, за рулем трактора.
У меня они реально есть! Просто у моих родителей на даче появился квадроцикл, а чтобы его водить нужны специальные права той же категории, что и для трактора легкой конструкции. Папа настоял на том, чтобы я их получила. Помню, как я пришла в автошколу вместе с папой, такая маленькая первокурсница в пальто и розовой шапочке с помпоном, а там вместе со мной сдают одни мужчины-трактористы! Как они смотрели на меня! Было очень смешно. Сдать было и правда сложно. Помню, папа шпоры мне приготовил для теста, а змейку на этом квадроцикле так вообще никогда не сделаешь! Сдавала три раза. Зато сейчас, когда меня гаишники останавливают, очень удивляются, крутят мои права, смотрят на просвет и спрашивают: «Настоящие?»
Я думаю, что как человек, который учился за рубежом, ты можешь сравнить модели преподавания там и здесь. Как думаешь, что нам стоило бы позаимствовать оттуда, а английской системе – от нас?
Конечно, образование в Англии и России разное. В Англии, например, не следят за посещаемостью так, как здесь. Главное – сдать экзамены. В этом плане мне в России поначалу было необычно. В школах там преподавание более индивидуально, к каждому пытаются найти подход. Но у меня никогда не было мысли: «Вот, в России очень плохо, а в Англии очень хорошо!»
Ты училась в колледже на творческой специальности
(примечание автора: текстильщик), а сейчас оканчиваешь МГИМО. Как тебе помогли навыки и мышление творческого человека во время учебы здесь, на факультете международных отношений и управления?
На нашей годичной программе в английском университете мы учились проектному мышлению. Сначала ты разрабатываешь идею, потом еще несколько, затем фильтруешь их и приходишь к трем основным. В конце разрабатываешь их по отдельности. И вот, наверное, за этот год я научилась отсеивать лишнее и приходить к чему-то конкретному. Мне это очень помогает.
Какое бы определение ты дала слову «искусство»? Что оно значит именно для тебя?
Для меня искусство – это времяпрепровождение, от которого мне комфортно и приятно, которое меня обогащает и учит чему-то новому, чему я смогу потом кого-то научить.
Что уникального может дать человеку искусство?
Вдохновение, умиротворение, гармонию. Живопись, музыка, кино, архитектура – они вдохновляют и подталкивают на размышления. Я вообще визуализатор, воспринимаю, анализирую и чувствую все глазами. Мне так комфортно.
Как куратор, человек, который развивается в сфере современного искусства, скажи, современное искусство – это о чем?
О современности, в первую очередь. О том, чем мы все сейчас живем, о проблемах и реалиях сегодняшнего дня, о людях, которые живут здесь и сейчас. Ничего нового. Люди иногда удивляются, не понимают, что это и для чего. На самом деле, иногда они просто не хотят понимать. Ведь нужно просто читать аннотации, интерпретации, пытаться понять, что сказал автор, и потом уже делать выводы, откликается это произведение искусства или не откликается.
Что бы ты ответила человеку, который говорит, что современное искусство – это глупо, вульгарно и вообще «так даже ребенок смог бы нарисовать!»
Мне так не раз говорили. Но я не очень люблю что-то вот так доказывать. Мне кажется, если человек готов делать над собой усилия и пытаться понимать современное искусство, он и так поймет, если же не готов – то нет смысла пытаться его переубедить. Я готова дать совет, подсказать выставку или литературу какую-нибудь, но я не хочу быть таким пророком и пытаться что-то объяснять. Часто люди, которые это спрашивают, изначально настроены агрессивно, не расположены и не готовы слушать твое мнение.
Наверняка среди наших студентов есть люди, которые хотели бы больше узнать о современном искусстве, приобщиться к нему, но совершено не понимают, с чего начать. Посоветуешь какие-нибудь книги, ресурсы, музеи/галереи, знаковые места?
Всем, кто интересуется современным искусством, я бы рекомендовала посещать периодически музей «Гараж», ММОМА, Мультимедиа Арт музей, «Винзавод». Очень часто интересные временные экспозиции в новой Третьяковке и Пушкинском. Но я бы посоветовала сначала изучать, на что идете, а то может возникнуть то самое: «Что это такое? Зачем я сюда пришел?» Мне очень нравится то, что делает Дом культур. Есть еще много интересных, но не очень известных галерей: Askeri Gallery, Orekhov Gallery, «Галерея 11.12», Omelchenko Gallery, Cube.
Из литературы я бы советовала почитать книги Уила Гомперца («Непонятное искусство», «What Are You Looking At? 150 Years of Modern Art in the Blink of an Eye»), Дональда Томпсона («Как продать за 12 долларов чучело акул»), Пегги Гуггенхайм («На пике века. Исповедь одержимой искусством»).
Как ты думаешь, возможно ли понимание современного искусства без знания истории всемирного искусства и историко-культурного бэкграунда в целом?
Конечно, нет. Нужно хотя бы понимать, как развивался технический прогресс, что предшествовало появлению современного искусства, что откуда возникло. Знать, когда и почему появился импрессионизм, хотя это и не стоит считать единственной точкой отсчета совриска.
Как бы ты оценила деятельность современных российских художников?
В России сейчас не так много качественного искусства.
А где много?
В Италии, например, Америке, Шанхае…
В Шанхае?
Да, в Шанхае проходят крупнейшие ярмарки современного искусства. И вообще азиатский рынок за последние несколько лет сильно набрал, там возникло очень много художников. И постепенно это искусство распространяется, внедряется в Европу. Сейчас все коллекционеры и галеристы стремятся выйти на китайский рынок, коллекционировать китайское искусство. В России, мне кажется, эта сфера только развивается. Рынку современного искусства у нас уделяется недостаточно внимания.
Но ведь существует и некоммерческое искусство, которое не монетизируется и существует вне масштабных рынков.
Ну, наверное, такие художники действительно есть и это очень крутые ребята, у которых наверняка есть какая-то основная работа. Как правило, все художники стремятся выставить работу в музее: иногда музейная выставка может повысить стоимость работы чуть ли не в три раза.
А как ты оцениваешь современно искусство в Англии?
Там оно очень развито. Один Tate чего стоит! Когда я приезжала в Англию последний раз, три года назад, я первым делом пошла в Tate. Отдохнула там морально и душевно.
То есть Англия вдохновляет тебя больше, чем Россия?
Нет, меня вдохновляет Россия. Из Англии я, можно сказать, сбежала. Кому-то нравится эта английская умиротворенность, дождливость, серость на грани с унынием. Я же там умирала и много болела. Да и менталитет мне русский ближе. Русские люди – они более открытые.
ART LAB часто приглашает на свои мероприятия успешных женщин (например, Софью Троценко – основательницу Центра современного искусства «Винзавод») и сотрудничает с проектом «Ее профессия». Скажи, а у тебя есть примеры успешных и независимых женщин, которые тебя вдохновляют?
Вообще я с детства не любила подражать кому-то. Смотрела, как делают другие, и поступала наоборот – только чтобы не быть похожей на остальных. И, наверное, единственный мой кумир – это Мама. Я всегда ей восхищалась. Она очень мудрая, меня всегда поражало то, как быстро она принимала решения – всегда верные. Я учусь у нее этому, хотя иногда как маленькая девочка звоню ей и прошу совета, спрашиваю, как мне стоит поступить.
Твоя мама тоже работает в сфере искусства? Любовь к нему тебе передалась по наследству?
Да. Мой дед был скульптором-самородком, он работал над реставрацией Большого театра, по стране в свое время кучу памятников и барельефов сделал: в Ростове, например, на Украине. В Херсонском мореходном училище до сих пор стоит памятник огромный, его мой дед сделал. Лицо этой скульптуры, кстати, – это лицо моего папы! А вообще родители нас с младшей сестрой с детства водили на концерты, в театры, прививали нам любовь к искусству. Я занималась в музыкальной школе.
Если человеку в детстве эту любовь не привили, может ли он сам в осознанном возрасте к ней прийти?
Да, может.
Для этого обязательно нужен наставник?
Можно и без наставника. Необязательно же любить все искусство. Ты просто можешь любить ходить в театр, смотреть некоммерческое кино, заниматься фотографией, например. Просто интересоваться. Это должно быть что-то естественное, а не навязанное извне. Сейчас очень модно ходить на самые разные выставки, чтобы просто пофоткаться там. Но искусство должно приносить удовольствие. Если тебе не нравится Дали, то зачем тебе идти на его выставку? Займись лучше тем, что тебе нравится.
Пожалуй, у каждого руководителя есть свой «проект мечты», что-то такое, о чем он мечтает и что видит главной целью своего детища. Так вот, есть ли такой «проект мечты» для ART LAB у тебя?
Какого-то конкретного «проекта мечты» нет. Но сейчас, например, в марте, с 30 марта по 2 апреля будет очень классный четырехдневный форум «М.АRТ»: четыре дня – четыре секции, совместно с партнерами проекта, «Винзаводом», Chanel, Nikon. Сейчас ведем переговоры с журналом «Искусство кино». Пожалуй, это один из моих проектов мечты.
В одном твоем интервью были слова о том, что твои поиски себя, кажется, увенчались успехом (прим. автора: интервью журналу «Международник»). А тебе самой как кажется? Ты уже нашла себя или еще нет?
Нет, я еще чуть-чуть в поиске. Мне кажется, он будет долго длиться, ведь я сама по себе в вечном поиске.
БЛИЦ
Треха или МП? — МП
Что сложнее: сдать язык или физкультуру? — Язык.
В чем измеряется расстояние от центра до конференца? — В количестве людей, с которыми я поздороваюсь.
Чтобы подняться до Лаврова… — Думаю, что нужно нереально много работать и быть очень целеустремленным.
Если ты окажешься перед Торкуновым, что ты ему скажешь? — Кто Ваш любимый художник?
Текст: Анастасия Кондратьева, 2МЖ
Редактор: Софья Шашлова, 4МЖ
Пресс-служба Студенческого союза МГИМО