О хиппи, свободе, Советском Союзе и современной Москве

Центр имени Мейерхольда, наряду с «Гоголь-центром» и театром «Практика», является одной из самых прогрессивных сцен столицы. Недавно у центра сменился художественный руководитель — в конце декабря пост Виктора Рыжакова, который вместо скончавшейся легенды театра Галины Волчек возглавил «Современник», заняла арт-директор центра Елена Ковальская. С тех пор не утихают споры о том, что станет с театральной площадкой после ухода Рыжакова; однако билеты на культовые спектакли продолжают разлетаться еще в первые дни продаж. Один из таких спектаклей — постановка российского режиссера, выпускника Ташкентского театрально-художественного института и ученика мастерской самого Рыжакова, Талгата Баталова — «Как эстонские хиппи разрушили Советский Союз». #mgimorecommended

О жизни советских хиппи мы знаем критически мало — разве что некоторые из нас видели несколько эстонских документальных фильмов, посвященных развитию движения «детей цветов» в советской действительности. Драматург Михаил Дуренков написал эпическую поэму с длинным названием, в основе которой — не только книга популярного исследователя Видеманна «Запрещенный союз: хиппи, мистики, диссиденты», но взятые из дневников и личных бесед воспоминания тех, кто в семидесятые действительно причислял себя к хиппи. Театральный режиссер Талгат Баталов превратили текст в увлекательнейший спектакль, который часто сравнивают с компьютерной бродилкой: здесь один эпизод сменяет другой так, как в играх сменяются уровни по мере приближения к главной схватке с «боссом» — советской системой.

Система — это то, с чем пришлось бороться шестерым эстонским хиппи. Существующие в щемящем, наивном времени, когда легально буддизм изучали только в МГУ, а кумиром был не Ленин, а Леннон, они принимают на себя сложнейший вызов — уничтожить Глаз, находящийся в Кремле, и тем самым разрушить оковы Советского Союза. Таинственный Глаз — единственная декорация, появляющаяся на сцене; это белая и круглая ниша, в действительности напоминающая зрителю глазное яблоко, — с ним и взаимодействуют герои спектакля: глаз вращается — они, будто в трансе, движутся по кругу; его окружает бездонный космос, в который прыгают герои; в нем же — белоснежные двери, за которыми они прячутся, пытаясь убежать от реальности.

Текст Дуренкова, как и постановка Баталова, на достоверность не претендует. Ее главная цель — передать дух времени, жажду свободы и желание вырваться из цепей, сломать систему. Нажав на красную кнопку, запустив игру (в спектакле эта кнопка — пятновыводитель «Сопалс», который вдыхают герои), отважные и немного безумные хиппи пускаются в удивительное приключение: по пути их ждут испытания, выдержать которые, согласно законам жанра компьютерной бродилки, сможет только сильнейший. Именно он-то и уничтожит всевидящее око власти, захватившей страну и управляющей ей из стен Кремля. Любопытно, что места, где происходит действие, пусть и кажутся абсурдными, на самом же деле «выдернуты» из советской действительности семидесятых годов — так, например, буддистский храм, где герои встречают монахов (которые на самом деле окажутся переодетыми полицейскими), реально существовал и функционировал в Улан-Удэ и был местом скопления хиппи и буддистов со всех уголков Советского Союза. 

Судьбы героев сложились по-разному, система сама все расставила на свои места: кто-то погиб в этой неравной борьбе, а кто-то предпочел перейти на ее сторону. Когда в финальной сцене бывшие хиппи встречаются  уже «нормальными людьми», белый глаз вдруг заполняется кадрами сначала из советской хроники, потом — разлетевшимися по Интернету снимками московских летних протестов. Вывод о том, победила система или человек, должен сделать зритель. И у каждого этот вывод свой. 

Текст: Елена Тимофеева, 3МЖ
Редактор: Софья Шашлова, 4МЖ
Пресс-служба Студенческого союза МГИМО