«Уроки сердца» от московского «Современника»
На сцене театра «Современник» – постановка Марины Брусникиной «Уроки сердца». Пять историй уральского драматурга Ирины Васьковской, вошедшие в шорт-лист премии «Дебют», – легли в основу спектакля и рассказали о такой доверчивой, парадоксальной и кричаще-одинокой женской любви. #mgimorecommended
«Когда я его увидела, в глазах померк свет. Не веришь? И еще я услышала, как остановился мир: щелкнул – и остановился. Мы с Сергеем были одни, в круге желтого света… с таким, знаешь, гепатитным оттенком, как на сцене в последнем акте, когда женятся или застреливаются… это, конечно, был фонарь у ларька, но не смотри на меня так, я немножко помечтала», – говорит одна из героинь.
На сцене театра «Современник» – постановка Марины Брусникиной «Уроки сердца» – пять коротких произведений уральского драматурга Ирины Васьковской. Пять историй: «Русская смерть», «Уроки сердца», «Девушки в любви», «Макаки, пицца и деструкция» и «Who is afraid of contemporary art?», вошедшие в шорт-лист премии «Дебют», – легли в основу спектакля и рассказали о такой разной женской любви.
…Маленькая пыльная кухня, заставленная коробками, несколько чашек и тусклый свет. На ней две уставшие от одиночества женщины – сорокапятилетняя Лариса (Полина Пахомова) и ее пожилая мать (Марина Хазова) рассуждают о любви. Каждый день они говорят о тратах, домашних хлопотах и опостылевшей рутине, из которой каждая по-своему пытается вырваться: мать запасает продукты и вещи в надежде на лучшую жизнь для дочери, при этом постоянно браня ее и высмеивая, а дочь, отчаявшись, знакомится на улице с бандитами и представителями маргинального общества. В свои сорок пять она беспомощнее ребенка: по-детски доверчивая, слепо верящая в любовь и возможное счастье. В погоне за ним Лариса сходит с ума, ненавидит и одновременно любит мать, с которой, как она понимает, останется навсегда в этой пыльной маленькой квартирке, в ожидании очередного непутевого Сергея, который никогда не сделает ее счастливой.
…Старый дачный дом на окраине города, две сестры, две диаметральные противоположности – ветреная Надя (Наталья Ушакова) и романтичная Валя (Елена Плаксина) – вынуждены «по-чеховски», в доме с мезонином, проживать свое одиночество.
После очередной вечеринки Надя приводит домой Алексея (Илья Лыков) – зрелого, слегка подвыпившего мужчину. Он нравится обеим сестрам. Вопреки ожиданиям зрителей интриг и любовного треугольника, они хотят просто оставить Алексея у себя: «Нам нужен мужчина в доме, защитник. Опора. Плечо. Стена». Жажда придуманного «нормального счастья» – даже не взаимности, а возможности поделиться своим нерастраченным душевным теплом с мужчиной, ощутить его поддержку и
опору, заботиться о нем, почувствовать себя женщиной не покидает сестер. Но Алексей сбегает и оставляет их в этом ветхом доме с мезонином, от чего прежняя рутина и безнадежность ощущаются еще острей.
Актерская школа «Современника» хорошо известна, и в «Уроках сердца» была, как всегда, на высоте. Постановщик Марина Брусникина почти на все женские роли подобрала два состава.
Драматургия Ирины Васьковской не утратила своей глубины. Здесь гротеск и чувственность сочетаются с тонким психологизмом, а ироничный и трезвый взгляд на мир – с бесконечным желанием любить.
Сценическое время и пространство сразу погружают зрителя в атмосферу действия. Невольно задаешься вопросом: уместна ли здесь эклектика – драматические монологи, классический вокал, тяжелый рок и даже клоунада?
Талантлива и красноречива каждая деталь. Ветхое, неуютное жилище с появлением мужчины оживает. Скудные минималистичные декорации не меняются, они наполняются новым смыслом.
Несколько искусственным выглядит вкрапление в сюжетную канву исполнения одним из героев песни «Фантазер» – шлягера 90-х годов прошлого века.
Многое кажется смешным: экстравагантные выходки героинь, их уловки и ухищрения, на которые они идут, чтобы привлечь внимание мужчины. Вдоволь насмеявшись, вдруг понимаешь, что это вовсе не смешно, что истории вполне реальны. Женская труппа «Современника» остроумно, легко, правдиво и самокритично показала историю женского одиночества.
Сложив пять разных пьес, перетасовав судьбы героинь, Марина Брусникина показала собирательный образ женщины – сильной и слабой, готовой ради своего счастья и разрушать, и творить.
Кому-то драматургия Васьковской в прочтении «Современника» покажется невероятно смешной, кому-то страшной, но всем зрителям – современной и точно бьющей в цель.
Софья Сергиева, 2 МЖ
Пресс-служба Студенческого союза