Фильм «Паразиты»

Почему «Паразиты», которых практически никто не смотрел, выиграли в четырех номинациях «Оскара»? Как мы вдруг полюбили корейское кино? Разбираемся в нашей рубрике #mgimorecommended.

«Паразиты» – фильм корейского режиссера Пона Чжун Хо, который получил «Оскар» сразу в четырех номинациях. Одни кинокритики называют эту картину абсурдной комедией, другие – триллером с элементами хоррора. Все они правы, так как сам фильм – это больше чем один жанр, это фарс. Абсурд, смех сквозь проникающий, как иглы, в тело страх, испуг с все еще сохранившейся улыбкой на губах: Антон Долин назвал этот фильм «сюрреалистической сатирой о классовой борьбе» и был чертовски прав. «Паразиты» парадоксально страшны в своем серьезном осознании. Почему?

Прежде всего стоит обратить внимание на язык фильма: этот фильм не переведен, он остался в своем оригинальном корейском звучании. Впервые кинокартина на оригинале и без голливудских актеров стала не только «Лучшим фильмом на иностранном языке», но и получила главный приз. Как же так вышло? Среди основных претендентов: «Ирландца» Мартина Скорсезе, «1917» Сэма Мендеса, «Джокера» Тодда Филлипса и других, – жюри отметило кино, которое так сильно выделяется в этом списке. Возможно, судьи просто не смогли выбрать из традиционных американских фильмов, или же «Паразиты» и правда гениальны.

Пон Чжун Хо не самый известный режиссер. Российской публике он может быть знаком благодаря фильмам «Мать» и «Вторжение динозавра», которые показывали некоторое время в наших кинотеатрах. Однако у себя на родине, в Южной Корее, Пон Чжун Хо – что-то вроде Тарантино для американской публики. Режиссер известен такими фильмами, как «Воспоминание об убийстве», «Сквозь снег» и «Окчи» (кстати, спродюсирован Netflix): это картины со свойственной кинохудожнику фантасмагорией и сатирой, строящимися на основе мифа. Казалось, что можно ожидать от режиссера, снимающего ужастики о монстрах (они, конечно же, глубже)? «Паразиты» – прямая метафора? Если чем и похожи все предыдущие фильмы Пона Чжун Хо на «Паразиты», так это широкой метафорой и мифом, который рассказывается в правдоподобном мире. А теперь перейдем к самому мифу.

«Это так метафорично!», – твердит один из главных героев Ки-во, или как он себя назвал – Кевин. Сюжет сюрреалистичен, но до ужаса переплетен с реальностью. В центре кинокартины изображена классовая борьба двух семей, так открыто поданная в ярком противопоставлении их быта, их финансовой обеспеченности – семья Кима, семья «хитрой бедности», и семья Пака, семья «глупых богачей». Режиссер не боится прямых сравнений: все герои этого фильма тараканы, паразитирующие на жизни друг друга. Богачи, беспомощно владеющие домом-произведением искусства, постоянно нуждаются в том, чтобы их подвозили, кормили и учили английскому: они паразитируют, пользуясь услугами бедных. Семья Кима, подобно тараканам, выползая ночью из всех щелей, заполняют шикарный дом Паков, предлагая им свои «бесценные» услуги. Как-то неожиданно все удачно складывается для двух семей, такой специфический симбиоз паразитов, продлившийся, однако, недолго. Смех зрителя в начале сменяется напряжением в финале фильма, которое отпускает только тогда, когда выходишь из зала. Пон Чжун Хо не боится прямолинейности и простоты сравнения, так как фильм вовсе не «пустеет», а наполняется новым смыслом.

 «Семейная драма, социальная сатира и кровавый триллер» (Антон Долин в рецензии на фильм «Паразиты» на сайте информационного портала «Медуза») – это все об одном фильме. «Паразиты» о том, как человек все же остается человеком, периодически теряющим свой облик, чтобы выкрасть у ближнего хоть крошку счастья.

Текст: Мария Петряева, 2 МЖ-МИЭП
Редактор: Софья Шашлова, 4МЖ
Пресс-служба Студенческого союза МГИМО