Одно предложение – тысячи спасенных людей, а сколько стоит жизнь одного?
10 февраля прошла 92-ая церемония вручения «Оскара» – самой престижной премии в сфере кино, на которой фильм британского режиссера Сэма Мендеса «1917» завоевал три награды, в том числе награду за «Лучшую операторскую работу». Об особенностях создания кинокартины и характеров героев читайте в нашей рубрике #mgimorecommended.
«1917» – картина о Человеке, покалеченном войной, но не разбитом. О жизни героя Скофилда, которого сыграл британский актер Джордж Маккей, зритель узнает только в конце фильма. Изначально внимание приковывает Блейк, сослуживец и товарищ Скофилда, который, узнав о важном поручении, сразу же отправляется его исполнять. Нельзя сказать, что герои бесстрашно и безропотно выходят на передовую – нет, во все их движениях, выражениях лиц и на подрагивающих губах написаны тревога и напряженность – герои «1917» – обычные люди со своими страхами и надеждами. Как отметил мой друг, который ходил на фильм вместе со мной, в начале картины кажется, что главный герой Блейк – тот самый прототип героя, бросающегося в бой, тот герой, который напоминает нам архетипический характер русского солдата. Блейк противопоставляется Скофилду, который, будучи антагонистом, думает о себе, о своей жизни и дорожит ею. Это фильм про людей, поэтому сомнениям, тревогам и переживаниям выделено особое место в операторской работе. По сути, на протяжении фильма зритель долгое время наблюдает лишь двух героев, которые идут, не останавливаясь, к своей цели. Именно это безостановочное движение, эта включенность зрителя в ход фильма достигается мастерской работой оператора.
Фильм «1917» получил «Оскар» за лучшую операторскую работу не просто так: в картине практически нет склеек, камера плавно перетекает с одного кадра на другой, не натыкается на «срезы» дублей и живет вместе с актерами на съемочной площадке. Особый эффект беспрерывной съемки заметен в сцене, где герой бежит сквозь солдат, стремящихся на врага: он бежит и камера движется, мчатся и солдаты, все вокруг перемещается и будто выходит за грани экрана. Зритель оказывается на передовой и видит, как спотыкается герой, как падают убитыми военные, как дым рассеивается и вновь сгущается перед лицом Скофилда. Все в «1917» плывет в хорошем смысле этого слова: фильм рекомендован к просмотру с одной только операторской точки зрения.
Возвращаясь к героям картины, важно отметить, что в фильме нет типичной концентрации внимания только на одном человеке – здесь важны все. Скофилд в начале картины и в конце – это один человек, такой, какой он есть: сомневающийся, переживающий, боящийся за свою жизнь, но и за жизнь других, сопереживающий и сильный. Герой плачет не потому, что он трус, а потому, что он сильный и храбрый, осознающий ценность жизни: Скофилд выполнил поручение, которое ему дали, и сдержал свое обещание – остался жив. Знакомство с героем приближено к реальному: за один день незнакомца не поймешь, не раскроешь все то, что у него на душе, так и с Скофилдом – в нем остается загадка, та тяжелая и глубокая задумчивость в бесконечно голубых глазах измученного войной солдата.
Смотря картину «1917», невольно сравниваешь ее с целым множеством патриотических отечественных фильмов про войну: там и здесь страдают, там и здесь убивают, там и здесь жертвуют ради других. Но «1917» не ставит своей задачей изобразить во всех красках подвиг человека, само самопожертвование как явление, присущее войне. Этот фильм более психологический и, тем самым, более близкий зрителю: ты идешь с героем из окопов в цветистый сад, из огненного города в бушующую стихию реки, из ада в спокойную жизнь. Все в этом фильме параллельно, герой и зритель – Люди. Во время просмотра я испытала чувство эмпатии, достигнутое то ли благодаря игре актеров, то ли благодаря операторской работе. Зрители дышали и замирали, а главное – молчали и спустя пять минут после окончания фильма.
После этого фильма я пополнила свой список обязательных к просмотру. Самая сильная и впечатляющая сцена, по моему мнению, это сцена песни перед боем в лесу. Камера присаживается вместе с героем, облокотившимся о дерево, огибает стволы, всматривается в лица бойцов, ловит их слезы на серых и грустных лицах и возвращается в голубые глаза Скофилда. Все движение камеры сопровождает а капелла I Am a Poor Wayfaring Stranger (Я бедный странствующий незнакомец) Йоса Словика, которая трогает до мурашек и выдавливает слезу у зрителя.
6 апреля 1917 года – день, когда солдаты получили шанс выжить, день, когда Скофилд стал героем, не погибнув.
Текст: Мария Петряева, 2 МЖ-МИЭП
Пресс-служба Студенческого союза