Мертвые души

У двери кабака несколько пьяниц, играя с резиновыми покрышками, рассуждают: «Доедет то колесо в Москву или не доедет?…» Зрители недоуменно наблюдают начало спектакля: по сцене бегают актеры, замкнутые в картонной «коробке» пространства. О спектакле «Мертвые души» ихудожественных идеях Гоголь-центра читайте в рубрике #mgimorecommended.


С 2014 года на сцене Гоголь-центра можно увидеть спектакль «Мертвые души»: главные герои Гоголя переносятся в настоящее. Времена меняются, но ложь, сумбурные разговоры, тьма в душах людей и абсурд переплетаются и остаются на сцене на протяжении всей постановки. Отсутствие антракта в спектакле, длящемся более двух часов, смешивает все вместе: и печаль, и жалость, и лесть, и обман. На минуту может показаться, что действие происходит в одной из больниц для психически больных людей. Однако режиссер Кирилл Серебрянников утверждает, что образы Манилова, Коробочки, Ноздрева и других — это типичные персонажи нашей жизни.


Игра актеров заставляет зрителя поверить в абсурд. Герой, переодеваясь прямо на сцене, превращается то в помещика, то в прислугу, то в собаку, то в коня. Никита Кукушкин, только что игравший Волчонка, вдруг начинает петь, надев на себя длинный черный смокинг, сильно контрастирующий с разрисованной «мордой» собаки. Музыка постановки была создана специально для Гоголь-центра современным композитором Александром Маноцковым. Все мелодии подчеркивают тематику лирических отступлений, то создавая напряжение, то вызываяжалость по отношению к героям. Пытаясь всех обмануть, Чичиков хватается за слова собеседников, вьется, как змея, вокруг их шеи, но в итоге сам оказывается схваченным. Подлецы, глупцы и душевнобольные пляшут под слова «Русь, чего ты хочешь от меня?» Дикость, смех, сумасшествие присущи не только Ноздреву, но и Манилову, Коробочке, Собакевичу и главному герою. Персонажи не остаются на сцене одни, за ними всегда кто-то подглядывает: либо актеры, выпрыгивающие из окна «коробки», либо пианист, исполняющий музыку постановки — в спектакле нет личного, нет ничего скрытого.

Описанный эффект достигается пространственным решением спектакля. Со всех сторон окруженная фанерой сцена под небольшим наклоном «подталкивает» героев к зрителям: актеры периодически резко прыгают, подбегают к краю. В «коробке» сцены сделаны маленькая дверь, через которую проходит Чичиков в началеспектакля, и окно, сквозь которое уходят герои. Окно служит спасением: актеры прыгают туда, убегая от сумасшедших собак Ноздрева, уходят, сначала перебросив все свои вещи. Выход в окно – еще один элемент абсурда и сумасшествия, предстающего перед зрителями. Во второй части спектакля на сцене появляются открытые шкафы, в которые, свернувшись пополам, прячется испугавшийся и загнанный (в прямом и переносном смысле) в угол Чичиков. Издалека горит фонарь, Ноздрев, догадывающийся об афере, всячески пугает героя, обращаясь к Чичикову то ласковым, то грубым голосом. Все пространство постановки влияет на визуальное восприятие, провоцируя зрителя на эмоции.

Актерский состав «Мертвых душ» постоянно меняется, некоторые роли поочередно исполняют два-три актера. Чичикова играют Один Байрон и Семен Штейнберг, они же предстают в образе Манилова.

Спектакль «Мертвые души» будет идти до конца декабря, успейте купить билеты на сайте Гоголь-центра.

Текст: Мария Петряева, 2 МЖ-МИЭП

Редактор: Софья Шашлова, 4МЖ

Пресс-служба Студенческого союза