Испанский импрессионизм – существует ли он на самом деле?
В октябре 2019 года в Музее русского импрессионизма открылась выставка «Импрессионизм и испанское искусство». Это уникальный выставочный ансамбль, на котором впервые в подобном объеме представили испанскую живопись рубежа 18-19 веков. Но могут ли эти полотна претендовать на соответствие жанру импрессионизма? #mgimorecommended
На выставке представлены работы 18 испанских художников, среди которых и «Белый павлин» Эрмена Англада-Камараса, и «Пропасть, Мальорка» Жоакима Мира, и «Сорванцы на пляже» Хоакина Соролья, а также мой личный фаворит – «Кусты роз» Игнази Мальола. Деятельность художников тесно связана с работами французских импрессионистов, что мы можем проследить в ряде биографий. Так, например, Ричард Гино, чья единственная скульптура представлена на выставке, работал бок о бок с Огюстом Ренуаром. С 1913 года Ренуар не занимался скульптурой, так как к этому времени уже страдал ревматизмом и едва ли мог держать в руках кисть или глину. Именно в то время Гино помог ему создать более двадцати скульптур. Работа, представленная на выставке, является портретом самого Ренуара. Интересно, как Гино смог отобразить разыгравшуюся болезнь великого художника – тут и изможденное лицо, и укрупненные суставы на пальцах, и привязанная к руке кисть.
Тесную взаимосвязь с французским искусством можно увидеть и в творчестве Пере Изерна. Особенно известны его эксперименты с естественным освещением. Художник часто писал виды Парижа и Сены, мастерски используя технику импрессионизма в изображении водной глади.
Весьма популярной темой испанской живописи был бой быков. В довольно интересной манере данный сюжет показан Рамоном Казасом в картине «Арена для боя быков». Автор использует короткие энергичные мазки, буквально наслаивая красочные пятна друг на друга. Так, он подчеркивает свою заинтересованность в зрителях, в их волнительном ожидании исхода боя. Если подойти к картине сбоку, то мы можем буквально рассмотреть объемный рельеф изображения.
Русское сообщество с интересом наблюдало за деятельностью испанских живописцев. Илья Репин писал: «По мастерству исполнения положительно нет никого между современными европейскими живописцами, кто мог бы посоперничать с Фортуни». В последний год своей жизни испанский художник увлекся созданием небольших этюдов на пленэре, и именно в это время состоялась революция в искусстве – открытие первой выставки импрессионистов в фотоателье Надара в 1874 году. На выставке мы можем увидеть его картину «Улица Гранателло в Портичи», где при помощи игры света и тени в композиции, а также техники легкого мазка, автор создал эффект прозрачности изображения.
Интересно, что хоть и все художники перенимали особенности изображения французских импрессионистов, полного копирования данного стиля мы не наблюдаем ни на одном полотне. Испанские творцы смогли соединить разные техники импрессионистов (создание «светящихся» объектов, пуантилизм, непрозрачные краски и наложение оттенков) с национальными особенностями сюжетов и выбора цветов. Поэтому, называя испанских художников импрессионистами, мы должны учитывать их самобытность и колорит.
Выставка в музее продлится до 26 января. Очень рекомендую выбрать время и посетить ее в составе экскурсионной группы, чтобы узнать еще больше интересных фактов о деятельности испанских художников 19 века.
Текст: Ангелина Селезнева, 3МЖ
Редактор: Софья Шашлова, 4МЖ
Пресс-служба Студенческого союза МГИМО