О любви за 72 минуты: «Прекрасное никогда не стареет»
Советские люди умели объяснять истину простыми словами. В фильмах той эпохи заключено много простой жизненной мудрости. 1979 год подарил зрителям картину «В моей смерти прошу винить Клаву К.», снятую режиссерами Николаем Лебедевым и Эрнестом Ясаном по повести Михаила Львовского. Фильм смотрится на одном дыхании и может многому научить современного зрителя. Или, как минимум, напомнить о том, что бывают искренние чувства, которые не каждый умеет замечать и ценить. #mgimorecommended
Вы хотели бы перенестись на 40 лет назад, оказаться рядом с советским ребенком и подростком, осмыслить его поступки и переживания? Тогда приготовьтесь: на последней минуте просмотра вы ощутите действие художественной магии – фильм захочется перемотать на начало и посмотреть снова. Советская реальность конца 70-х удивительно притягивает. В сюжете фильма, кажется, нет ничего особенного. Его можно описать предельно кратко – безответная любовь, с которой сталкивается практически каждый человек независимо от исторической эпохи и возраста. Но форма подачи материала, искренность и простота подкупают.
История начинается с детского сада. С детского сада начинается и любовь главного героя Сережи. Когда в жизни маленького мальчика появляется девочка Клава, можно уже не плакать и не бояться, что родители уйдут и оставят его одного. Жизнь ребенка наполняется смыслом, как и жизнь подросшего юноши: фильм переносит нас в 3 класс, потом в старшую школу… Перед нами все время Сережа и Клава, их учебные будни, семьи и друзья. Она играет его чувствами и насмехается над героем, а он не представляет без девушки своей жизни («Когда ее нет рядом, я не существую… Жду, когда ее увижу. Мне без Клавы ничего не интересно, даже если Нобелевскую премию будут давать, а ее при этом нет — все! Отпадает!»). Когда Сережа опускает руки, на помощь приходит отец:
— С радости или с горя?
— Какая разница?
— С горя чаще спиваются.
— И что же мне делать?
— Страдать.
— А я не умею.
— «Анну Каренину» проходили? «Гамлета», Пушкина, Лермонтова? Чему они тебя научили? Страдать он, видите-ли, не умеет.
Нет, ты мне совсем не дорогая!
Милые такими не бывают…
Сердце от тоски оберегая,
Зубы сжав, их молча забывают.
— Забывают? Чьи это стихи?
— Одного настоящего поэта. «Зубы сжав, их молча забывают». Понял? Или ты будешь канючить, как в пошлых романсах «Саша, ты помнишь наши встречи?»? Иди спать.
И герой учится молча забывать. Саундтреком к его душевным терзаниям является жизнеутверждающая песня:
Все к лучшему, все к лучшему – поверь.
Никто не обходился без потерь.
Все к лучшему – поверь и не грусти.
Быть может с завтрашнего дня тебе начнет везти…
Может ли любящий человек освоить науку забывания? Возможно ли любить всю жизнь одного человека? Что значит «подарить другому человеку его самого»?
Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в фильме. Если он вас заинтересует, прочитайте продолжение одноименной повести М. Львовского, по которому была снята картина («Сестра милосердия», 1977 г.). Кстати, повествование в произведениях Львовского ведется от имени всех главных героев. Режиссер же, в свою очередь, сумел придать действию книги динамизм, поэтому история увлекает.
Фильм был удостоен Государственной премии РСФСР. А мораль его, как мне кажется, заключается в словах Клавиной мамы: «Главное в жизни – никогда ни о чем не жалеть».
Текст: Полина Балашова, 4МЖ
Редактор: Софья Шашлова, 4МЖ
Пресс-служба Студенческого союза