С любовью. Антоше.


Документальное кино  сейчас — явление нечастое. Может быть, из-за сложности создания, либо попросту из-за невостребованности. Порой снимают фильмы об исторических событиях, но о людях — гораздо реже.
«С любовью, Антоша» — исключение, появившееся на экранах российских кинотеатров в конце сентября. Лента о популярном актере Антоне Ельчине, уроженце Петербурга, покорившем Голливуд еще в совсем юные годы, — самое доброе, искреннее и настоящее документальное кино из вышедших за последние годы. #mgimorecommended 

Летом 2016 года весь киномир потрясла новость о том, что американский актер российского происхождения Антон Ельчин найден мертвым у ворот своего дома. Как впоследствии было выяснено, он оказался попросту зажат между бампером собственного автомобиля, внезапно поехавшего вниз, и кирпичной стеной. Смерть Антона — совсем еще, казалось бы, мальчишки, находившегося на пике актерской карьеры, выглядела для всех жутко нелепо и несправедливо. 

Спустя несколько лет, в январе 2019 года, на фестивале «Сандэнс» начинающий режиссер-документалист Гаррет Прис представляет свою первую работу «Love, Antosha». Фильм рассказывает об актерской карьере Ельчина,  его борьбе с муковисцидозом (неизлечимая болезнь легких, из-за которой Антон каждое утро был вынужден делать дыхательную гимнастику и особенно пристально следил за здоровьем), но главное — об отношениях Антона с родителями. 

Родители Антона — профессиональные советские фигуристы, Виктор и Ирина Ельчины. Они сыграли важную роль в создании архива, предоставив режиссеру видеозаписи (среди которых — первые фильмы, смонтированные семилетним Антоном, его звонки родителям по скайпу и записанная им же песня «Mamoola, I love you»). Актер называл родителей на русский манер «мамуля» и «папуля», а каждое письмо неизменно подписывал «Love, Antosha». И рисовал немного кривое сердце, которое впоследствии появилось на афише киноленты. Отношения в этой семье — нечто трепетное, сакральное, искреннее, то, что можно по праву назвать иллюстрацией истинной родительской любви. Ирина ни разу не смогла досмотреть ленту о сыне до финальных титров. Виктор до сих пор пытается уговорить ее представить, что Антон просто уехал на длительные съемки — но она не может, ведь Антон давно бы уже позвонил, чтобы сказать: «Mamoola, I love you».

Несмотря на то, что в Петербурге Антон провел лишь первые полгода жизни, он всем сердцем любил Россию, свободно владел русским языком и периодически приезжал на родину не только для съемок, но и просто так — в отпуск и, конечно же, с семьей. 

Одна из его самых известных ролей — Павел Чехов в фильмах медиафраншизы «Стартрек»: юный компьютерный гений из России, говорящий на английском с деревянным русским акцентом. Каждый образ Ельчин «проживал»: не мог сыграть то, о чем не имел понятия. Так, в шестнадцать лет он впервые напился лишь для того, чтобы понять, как сыграть на камеру пьяного тинейджера; его первый поцелуй — тоже на съемочной площадке, как и первая настоящая влюбленность. Так получилось, что жизнь Антона была тесно переплетена с работой. Он успел сняться почти в семидесяти фильмах, хотя умер всего в 27 лет. Ельчин хотел играть везде, будь то картина гениального Джармуша («Выживут только любовники») или низкобюджетное кино, впоследствии разгромленное критиками («Ты и я»). 

В фильме много домашних съемок, в которых — только любовь и детское счастье; интервью его друзей и коллег по площадке, показывающих все тепло и не по годам огромную мудрость, все то, что он приносил в жизни тех людей, которые были ему дороги.

Но самое главное — в фильме много кадров, которые убеждают в абсолютном таланте Антона, граничащем с гениальностью. Когда я шла на премьерный показ, то знала о Ельчине лишь по киноленте «Выживут только любовники». Теперь у меня есть огромный список того, что нужно посмотреть, и этот список сокращается с каждым вечером — просто потому что фильмы с Антоном можно смотреть взахлеб. Он делает жутко притягательной картину даже с самым скучным и банальным сюжетом — вероятно, в этом и есть гениальность. 

Стремление жить — то, чем буквально изнутри пропитан фильм; зная о муковисцидозе и о том, что он может в любой момент умереть, Антон действительно торопился жить. Поэтому «С любовью, Антоша» — не просто биография голливудской звезды. Это картина о том, что нет никаких вторых, третьих, десятых шансов, что нет избыточного, запасного времени — есть только здесь и сейчас.

Елена Тимофеева, 3МЖ
Пресс-служба Студенческого союза