Я горд, что служил Родине: спектакль «Палачи»
12 сентября в «Гоголь-центре» состоялся премьерный показ спектакля «Палачи» по сюжету книги Мартина МакДонахи. Кирилл Серебренников, директор театра, адаптировал роман под российскую реальность: дело разворачивается в начале нулевых в одном из кабаков провинции, хозяин которого – Геннадич, бывший палач. «Бывших палачей не бывает» – главная мысль картины, почему – читайте в рубрике #mgimorecommended.
Спектакль Кирилла Серебренникова атмосферой напоминает «На дне». С самого начала создается тяжелая обстановка постоянного давления как с помощью звуковых эффектов, декора сцены, так и игры талантливых актеров. Каст спектакля – известные артисты театра и кино: Евгений Харитонов – заключенный Харитонов, Олег Гущин – палач и хозяин кабака, Анна Гуляренко – Валентина, жена палача, Семен Штейнберг – москвич Кац и другие. Особенно ярко играет свою роль актер Сергей Сосновский: его герой, Батя, немощный и слабый, но все еще уважаемый и пугающий Палач.
Сильные удары по железу, дрожащий звон и гудение – все это сопровождает сцены в камере, в кабаке палача, в пригородном кафе. Внимание зрителей цепляют мелочи декора и костюмов, характеризующие героев «Палачей»: железная цепь, прикрепленная к пульту в зале кабака, повешенная на стену газета с интервью Геннадича, накладные волосы Валентины, плакаты поп-звезд в комнате дочери Светы. Все эти детали сопровождают жизнь героев, навсегда связанных с прошлым профессии Геннадича. Основное действие проходит в кабаке палача, сцена трансформируется только дважды: камера приведения смертного приговора в действие и придорожное кафе, в котором Кац раскрывает свою истинную сущность.
Акцент больше сделан на эмоциях героев, нежели на внешней составляющей спектакля. Эмоции – главная часть спектакля, с помощью игры актеров транслируется идея картины: кто может решать, что справедливо, а что нет; что правда, а что ложь; можно ли убить человека, неважно виновен он или нет? Название спектакля, с одной стороны, объясняет сюжет картины (встречаются два профессиональных палача), а с другой стороны, ставит вопрос: все ли люди становятся палачами в те или иные моменты жизни? Все, кто когда-либо судил, оценивал поступки другого человека, – палачи. Геннадич повторяет одну и ту же фразу, отвечая на вопросы журналиста, семьи и товарищей: «я служил Родине». Гордость Геннадича за свою работу, «служб», оправдывает все его поступки, все убийства «во благо Родине», все трудности, через которые проходит семья палача.
В некоторых странах смертная казнь продолжает существовать, несмотря на демократические основы, которые пропагандирует правительство. В Российской Федерации применение смертной казни было ограничено Указом Президента только в 1996 году, когда Палач по сюжету спектакля убил невиновного.
Спектакль «Палачи» был встречен публикой тепло: билеты были распроданы в короткие сроки, а аплодисменты после показа длились долго.
Текст: Мария Петряева, 2 МЖ-МИЭП
Редактор: Софья Шашлова, 4МЖ-МЖ
Пресс-служба Студенческого союза