А когда свадьба?

Как уровень ресторана можно определить по качеству приготовленного там «Цезаря», так и театр можно судить по постановке пьес Гоголя. Казалось бы, что может быть проще поставить всем известную еще со школьной скамьи комедию? Так это и есть самое сложное – найти изюминку в классике, высказать свою мысль, не искалечив авторской идеи, рассмешить зрителя шутками, над которыми он смеется с восьмого класса. Театр МЦТ «Вишневый сад» эту проверку «Женитьбой» Н.В.Гоголя выдержал достойно. #mgimorecommended

Большая часть конфликтов пьесы разворачивается на фоне сватовства главного героя Подколесина к Агафье Тихоновне, которую он до этого и не видел ни разу. Но комедия Гоголя не была бы комедией Гоголя, если бы не произошло непредвиденное: еще три «жениха» пришли свататься в то же время. На первый взгляд, «Женитьба» – это веселая борьба претендентов за руку и приданое Агафьи Тихоновны, а на деле – высмеивание человеческих пороков и недостатков, где нет ни одного абсолютно положительного героя, что так характерно для драматургии Гоголя.

Но не только тема семейных отношений интересует режиссера Сергея Ковалева, который стремится выйти за рамки быта и обыденности, взглянуть на пьесу под другим углом. Психологические и философские мотивы подскажет постановщику сам Гоголь в сборнике «Выбранные места из переписки с друзьями». 

Друг главного героя пьесы, господин Кочкарев тоже живет в хаотичном вихре своих желаний, часто сиюминутных, меняя постоянно свою позицию и отношение, лишь бы достичь цели: жениться, сбежать от семьи, женить Подколесина. Несмотря на неясность его мотивов, Кочкарев в исполнении Алексея Щукина – герой невероятно харизматичный и обаятельный, способный быстро принимать решения и достигать своих целей всеми правдами и неправдами. Но не спешите думать, что это качества положительные: Илья Фомич все свои поступки совершает не из человеколюбия, а ради того, чтобы оказывать влияние на других, навязывать им свое мнение и стиль жизни. «Скажите, что он мне? родня, что ли? И что я ему такое — нянька, тетка, свекруха, кума, что ли?..» В этих словах — вся тайна характера Кочкарева, его трагедия.

Но не только взбалмошный друг жениха произносит драматичные монологи. Подколесин в финале пьесы остается на сцене в одиночестве, раздумывая над почти шекспировским вопросом: жениться или не жениться. Казалось бы, нет в этом монологе ничего, кроме выражения его слабости характера, нерешительности, но ведь это не что иное, как сомнения жениха перед свадьбой.

Второстепенные герои – кладезь интересных и ярких характеров, поражающих в одно и то же время и своей живостью, и своей глупостью, простотой и недалекость, что невероятно веселит зрителя, но и заставляет задуматься, посмотреть, а не на тебя ли пародия так нелепо выглядит на сцене?

Героям «Женитьбы» человеческие отношения, упрощенные до абсурда, где брак не больше, чем сделка купли-продажи, кажутся естественными, что на сцене выглядит невероятно смешным, особенно благодаря артистам театра МЦТ «Вишневый сад». Но так ли далек мирок комедии Гоголя от реального мира? Неужели всегда любовь бескорыстна, без всякого расчета на приданое, на связи и покровительство, неужели все истории имеют счастливый конец и оканчиваются свадьбой?.. 

Анна Дедочева, 3 МЖ-МЖ