Оттенки «Зеленой книги»

Совсем недавно прошла церемония вручения премии «Оскар». В категориях «Лучший фильм», «Лучший актер второго плана» и «Лучший оригинальный сценарий» победу одержал фильм «Зеленая книга». Подробнее — в авторской рецензии на фильм в рамках рубрики #mgimorecommended!

«Зеленая книга» — комедийная драма Питера Фаррели, роад-муви о пианисте Доне Ширли, который словно живет две жизни. В одной он известный джазовый музыкант, почитаемый и обожаемый сливками американского общества, аристократ и владелец квартиры-дворца прямо над Карнеги-холлом. В другой же — чернокожий, презираемый все теми же сливками. И эти две жизни поочередно сменяют друг друга, стоит Ширли лишь встать из-за пианино и вернуться в американскую обыденность шестидесятых годов, где он вынужден терпеть оскорбления даже от тех, кто рукоплескал ему еще мгновение назад. 

В России «Зеленая книга» вышла аж с трехмесячным опозданием: мировая премьера состоялась на Международном кинофестивале в Торонто еще в сентябре 2018 года, где картина тут же получила главную награду — «Народный выбор». За это время фильм успел войти в список лучших 10 фильмов года, получить титул «Лучшего фильма» Гильдии продюсеров Америки и три «Золотых глобуса». Картина претендовала на победу сразу в пяти номинациях премии «Оскар» и одержала победу в трех: «Лучший оригинальный сценарий», «Лучшая мужская роль второго плана», а также получила главную статуэтку — «Лучший фильм». 

Название фильм получил благодаря действительно существовавшему путеводителю для американских горожан афроамериканского происхождения, имевших свой собственный автомобиль. Впрочем, путешествовать они не могли, разве что просто перемещаться: во многих штатах до середины 60-х годов прошлого века действовали «законы Джима Кроу», запрещавшие очень многое — начиная от появлений в темное время суток и заканчивая пользованием общественными туалетами.

«Зеленая книга негра-автомобилиста» появилась в 1936 году и содержала в себе список мест — отелей, баров, закусочных, заправок и даже театров, где чернокожие путешественники могли остановиться, не подвергаясь оскорблениям и унижениям. Изначально книга была ориентирована только на жителей Нью-Йорка, но уже через несколько лет ее автор, Виктори Грин, выпустил новое издание, охватывающее географию разных американских городов.

«Зеленая книга» — фильм о бесконечных контрастах. Это и контраст между двумя жизнями Дона Ширли, и контраст между главными героями. Для турне по южным штатам, которые в шестидесятых были печально известны вспышками расизма, мистеру Ширли нужен водитель, человек, умеющий решать «любого рода проблемы». На эту должность он нанимает итальянца Тони Болтуна — драчуна из неблагополучного района Нью-Йорка, обжору и, откровенно говоря, немного расиста: уже в первой сцене фильма Тони брезгливо выбрасывает в мусорное ведро стаканы, к которым прикоснулись чернокожие рабочие. Впрочем, это ничуть не мешает ему работать с Ширли — Тони отчаянно нуждается в деньгах, а пианист обещает ему довольно крупную сумму.

Контраст у создателей фильма получился ярким, кричащим. В дуэте пианиста и его водителя последний выступает непутевым ребенком, выглядит комично и порой жалко: он не знает тех вещей, которые аристократу-Ширли кажутся очевидными. И пианист терпеливо учит его этикету, рассказывает о музыке, об истории, открывает глаза на мир. В благодарность Тони вытаскивает Ширли из передряг и показывает ему, что есть жареную курицу можно не только вилкой и ножом, но и руками. После нескольких месяцев, проведенных в одной машине, герои становятся друзьями, а у Тони, который еще в самом начале пускал в адрес своего босса расистские шуточки, действительно открываются глаза: мир, оказывается, не черно-белый, а полный цветов и оттенков.

Плох ли фильм из-за такого кричащего контраста между «черным и белым» — решать зрителю. Однако попробуйте на мгновение представить, что Ширли и Тони поменялись местами. Белый — гениальный пианист, интеллигент и аристократ, черный — его недалекий водитель. Очевидно, что реакция Гильдии продюсеров Америки, да и вообще всего общества была бы совершенно иной. И удостоился бы фильм стольких наград и титулов или нет — огромный вопрос. Тем не менее, «Зеленая книга» определенно заслуживает внимания: хотя бы ради того, чтобы, словно Тони, увидеть те самые оттенки, на которые мы из-за разных событий и обстоятельств порой закрываем глаза. 

Елена Тимофеева, 2МЖ
Пресс-служба Студенческого союза