![](https://studsouz.mgimo.ru/wp-content/uploads/2022/07/h3iv-rhgh_y.jpg)
Обсуждаем Оскар
Страсти вокруг церемонии вручения заветных статуэток не утихают уже неделю. Пока многие переживают за судьбу Уилла Смита, мы решили поговорить о главном. О кино.
Вручение премии Оскар — важное событие для всех любителей кино, а также для людей, непосредственно причастных к киноакадемии. Но с каждым годом популярность мероприятия падает, а зрители все чаще не согласны с номинантами и лауреатами.
С чем это связано?
Политика киноакадемии сменилась из-за новых тенденций в мировом сообществе: феминизм, борьба с расизмом, авторитет человека, принятие инвалидности. Это явно прослеживается в лауреатах минувшей премии.
«Лучшую картину» получил фильм «CODA: Ребенок глухих родителей». Из названия можно догадаться, что главными героями в ленте стали люди, обладающие проблемами со слухом. Выбор кажется очевидным, острая социальная тематика, которая никого не оставит равнодушным и отражает ущемленную часть общества. Но означает ли это, что прямой путь к Оскару уже проложен? Безусловно, нет. Изначально суть премии за лучшую картину — наградить потенциально вечное кино, классику, поднимающуюся вопросы вечности и экзистенциальности. Однозначно, CODA — кино важное, заслуживающее все внимание публики, но не Оскар. Не хватает кинематографичности, которая есть, например, у «Власти пса», номинанта с одной статуэткой.
Раз мы начали говорить о «Власти Пса», стоит обсудить получение Оскара за лучшую режиссуру у Джейн Кэмпион. Режиссер — сердце фильма, который создает и пропускает свое видение в картине. Для Кэмпион эта лента становится первой признанной и успешной несмотря на ее долгий путь в кинематографе. Но, действительно ли она справилась лучше других номинантов? В настоящее время режиссерский почерк теряется в массовости и быстроте кинопроизводства, но все равно остаются те, для кого характерность превыше всего.
В этом году «обделили» Пола Томаса Андерсона, человека, не снявшего ни одного плохого фильма. Если засесть на недельку и пересмотреть его важнейшие работы (Магнолия, Нефть, Мастер, Призрачная Нить и Лакричную пиццу (номинанта 2022 года)), можно отчетливо выделить характерные черты, он живой классик без статуэтки, хотя за все перечисленное он был номинирован. Можно ли говорить о гендерном вопросе при выборе лауреата? В прошлом году эта тема тоже поднималась, когда Хлои Чжао получила награду за «Землю Кочевников», хотя в этом случае мастерство было очевидным и не ставилось под сомнение. Да, Джейн Кэмпион удалось передать все напряжение и противоречивость «Власти Пса», но это не сделало ее лучшей в шорт-листе 2022 года.
Каждый год премия выделяется своими мини-провалами, в этом году вину смело можно возложить на ведущую Эми Шумер, чьи шутки не были восприняты ни гостями мероприятия, ни телезрителями. Это настоящий позор, поскольку впервые за 4 года на Оскаре появились официальные ведущие. Видимо, чтобы обезопасить себя, Киноакадемия решила достать туз из рукава и пригласить «великие троицы» на вручение наград, главные герои Джуно, Криминального чтива, Крестного отца, общепризнанные глыбы кинематографа стояли вместе и, безусловно, принесли много радости публике.
Участником еще одного скандала стал лауреат премии «Лучший актер» Уилл Смит, который заступился за свою жену. Для кого-то это поступок благородный, для кого-то недопустимый, так или иначе академия уже начала расследование инцидента. Вернемся к кинокритике, а именно, почему Смит получил первый в своей карьере Оскар. Его амплуа страдающего и поддерживающего отца стандартно переходит из фильма в фильм, процесс этот был начат ещё на съемках с сыном в «Погоне за счастьем». Справедливо предположение, что награду в этом году он получил как собирательную за всю его долгую карьеру и множество успешных драматических ролей.
Тут необходимо рассмотреть и других кандидатов — Эндрю Гарфилда и Бенедикта Кэмбербетча. Гарфилд гениально изобразил Джо Ларсона, научившись петь, точно скопировав мимику и голосовые изменения во время исполнения. Гарфилд талантливый драматический герой, но, что его отличает от Смита, так это разница в амплуа. Тот вызов, который он бросил себе, снявшись в мюзикле, должен был обеспечить ему победу, но увы. Кэмбербетч тоже довольно сильно выделился. Он не в первые вошел в образ человека, который борется со своей идентичностью, такой опыт уже был у него в «Игре в имитацию». Но сама канва героев разная: герой выражает чувства не только посредством эмоций, но и путём физических действий. Закрепленный массовыми лентами формат «саркастичного самца» полностью оспаривается как минимум этой ролью. Он, также как и Гарфилд, сделал гораздо больше для роли, он открыл нового себя.
Нет претензий к «Лучшей актрисе», Джессике Честейн. Она многогранна, талантлива и к каждой роли подходит с дотошным изучением деталей, например, во время съемок Интерстеллара актриса переписывала сценарий Нолана, чтобы ее героиня звучала живой и настоящей. Перевоплощение в картине «Глаза Тэмми Фэй», где, кстати, тоже великолепно сыграл Эндрю Гарфилд. Честейн долго и уверенно протаптывала себе дорогу в современный кинематограф, поэтому с этой победой можно только поздравить.
«Лучший анимационный фильм» получил Энканто, во многом за счет отражения тем латиноамериканской культуры и феминизма. Дисней из года в год забирает статуэтки, практически всегда заслужено. Но в этом году очень хотелось, чтобы Оскар забрал мультфильм «Лука», который поднимает более сложные вопросы: становление личности, выбора себя и постановки собственных желаний на первое место, понимание того, что в жизни никогда не стоит сдаваться и всегда оставаться открытым к новым вещам.
Заканчивая разговор о непосредственно кинопроизводстве, упомянем победителя среди короткометражных фильмов: «Долгое прощание», одним из авторов которого выступил Риз Ахмед, прошлогодний номинант на лучшую роль в «Звуках металла». В нем он изумительно изобразил музыканта, резко потерявшего слух (вспоминаем о современных тенденциях и фильме CODA). Короткометражка стала очень личной и сложной работой для Ахмеда, поэтому его можно поздравить с заслуженным Оскаром.
Теперь мы перейдем к аудиосоставляющей премии: Ханс Циммер, гениальный кинокомпозитор, чьи мелодии мы все знаем, наконец-то получил свой второй Оскар за целую серию из 12 номинаций. Если вы ходили на «Дюну», то точно должны были насладится его творчеством.
Первым лауреатом, родившимся в 21 веке, стала Билли Айлиш за саундтрек к «Не время умирать» — последнему фильму бондианы с Дениалом Крейгом. Билли продолжает покорять Голливуд, и можно быть уверенным, это не последняя ее награда.
Таким кратким или не очень оказался обзор Оскара 2022, надеемся, что если вы еще не успели посмотреть все фильмы, отмеченные киноакадемией или упомянутые в этом посте, то обязательно найдёте, чем развлечь себя на выходных и сформулировать собственное мнение о лауреатах и номинантах.
Текст: Анна Хозина (2МО)
Пресс-служба Студенческого союза