Любовь — это искусство?
Парадокс любви заключается в том, что двое становятся одним, оставаясь двумя. Э.Ф.
ЕслиЕсли Если вы ЕслиЕсли вы устали от длинных романов и учебной литературы, хотите проникнуть в глубинную сущность человека и поразмышлять, смакуя каждую цитату, — то смело добавляйте книгу Эриха Фромма «Искусство любить» (1956) в Must-Read. Эту небольшую книгу (чуть больше 200 страниц) можно прочитать за выходные, например, за майские праздники, или за неделю по дороге в университет. Сегодня о ней — в рамках рубрики #mgimorecommended!
Казалось бы, что интересного можно сказать о любви в XX веке, когда уже написаны «Божественная комедия» (1320), «Ромео и Джульетта» (около 1595), «Анна Каренина» (1877) и, наконец, «Улисс» (1922), где любовь воплощается в один день-знак бесконечности? Однако «любовная лодка» о быт не разбилась: Э. Фромм (1900-1980) мастерски раскрывает непростые аспекты возникновения и сохранения многогранного чувства и до минимума сокращает ссылки на литературу о любви. Автор строит свою книгу на предположении, что любовь, как и жизнь, —это искусство, требующее знаний и усилий, а не то, во что человек «впадает», если ему повезет, как считают многие. Полярность, по убеждению Фромма, —основа всякого творчества.
В «Искусстве любить», прежде всего, раскрыто много идей неофрейдизма, поэтому, если вы когда-нибудь интересовались психоанализом, то и эта книга определенно увлечет вас с первой страницы. Имя Фрейда в ней встречается ни один раз. Фромм рассматривает любовь в разных проекциях: её социальные, культурные и моральные факторы, любовь между родителями и детьми, любовь в онтологическом смысле. Он выстраивает целую «Теорию любви» во второй части книги, дополняя её описанием братской, материнской, эротической любви, а также любви к себе и к Богу. Фромм пишет о деградации любви в западном обществе, о том, что она превратилась в «маргинальный феномен», а брак —в корпорацию.
Психоаналитик считает, что «если к человеку вернется способность любить, он будет возвращен на свое главенствующее место».
Ценность этой книги в первую очередь в её этической составляющей. Ведь мы редко спрашиваем себя «как нужно любить?», «в чем сила любви?», «какой должна быть любовь матери к ребенку?», а Фромм дает ясный ответ: «любить значит в первую очередь давать, а не брать». Любовь — это не сделка на рынке, где каждый ищет желанный объект, а акт самоотдачи и веры, в котором мы познаем истинную сущность другого человека. В случае материнской любви — это «безусловный приоритет заботы».
Автор в этой книге – не учитель, а целитель души. Прочитав «Искусство любить», вы по-новому посмотрите на свою душу и переосмыслите свое отношение к окружающим. Эта книга о том, что мы должны развивать в себе собственную цельную личность и преодолевать отчужденность; не «впадать» в любовь, а «пребывать» в ней. Неслучайно в эпиграфе Фромм цитирует слова алхимика Парацельса: «Чем больше понимания вложено в предмет, тем больше любовь». Важно помнить, что «в мире не должно быть для вас ничего важнее вашего искусства».
Маленький совет: не торопитесь, читая Фромма, подчеркивайте понравившиеся цитаты. Тогда эта книга обязательно станет вашей наставницей или, быть может, спутницей жизни. И вы не раз спросите себя: «Как много истинно любящих людей я знаю, и владею ли я сам искусством любить?».
«Если я могу сказать кому-то «Я тебя люблю», я должен быть в силах сказать: «В тебе я люблю всех, через тебя я люблю мир, в тебе я люблю и себя тоже».
Полина Балашова, 3 МЖ
Пресс-служба Студенческого союза