МГИМО в лицах: Борис Игоревич Ананьев
Сегодняшний герой, кажется, успевает все: и преподавать, и участвовать в профессиональных конкурсах, и даже рыбачить на международном уровне. В рамках рубрики #мгимо_в_лицах старший преподаватель Кафедры политической теории Борис Игоревич Ананьев расскажет о том, что меняется, когда студент становится преподавателем, о «Конкурсе политологов» и путешествиях с корги.
Вы окончили МГИМО. Как вы пришли к преподаванию в alma mater?
Уже на старших курсах бакалавриата и в магистратуре я познакомился со своими будущими работодателями, то есть с Кафедрой политической теории. Мне сказали, что есть вакансия на кафедре, и я принял это предложение. На мой взгляд, нет ничего предосудительного в том, что люди только на старших курсах бакалавриата начинают понимать, чего они хотят, и только в магистратуре более предметно с этим определяются.
Как изменилось ваше отношение к учебному процессу после того, как вы стали преподавателем?
Когда ты студент, для тебя совершенно нормально в последний день семестра искать преподавателя, чтобы он поставил тебе зачет, чтобы какой-то «хвост» закрыть. Поэтому как осенью, так и весной есть такие замечательные «черные пятницы», когда идет охота на преподавателей, – но я понимаю, что у меня как преподавателя часто нет возможности появиться в том или ином месте, просто потому, что какому-то студенту срочно это потребовалось.
Каково работать на кафедре политической теории?
На нашей кафедре есть очень понятная и четкая тенденция: у нас нет ни одного сотрудника, который занимался бы исключительно преподаванием. Все совмещают ту или иную практическую деятельность с преподавательской и научной. И я не исключение. У нас на кафедре нет такого, чтобы маршрут преподавателя пролегал только между аудиторией и библиотекой.
До поступления в МГИМО у вас была какая-то творческая мечта, не связанная с высшим образованием?
У меня была не то что мечта, а весьма конкретная творческая возможность. Моя мама была профессиональным музыкантом, пианистом. Я с очень раннего детства, где-то с трех-четырех лет, занимался музыкой и прошел все те ступени, которые, в целом, позволяли мне получить высшее музыкальное образование. Тут уже просто передо мной встал выбор. Ну и, как я шучу всегда, я связался с плохой компанией и поступил в МГИМО, не пошел по пути музыкальной карьеры.
Почему политология сегодня популярна?
Политическая наука – это огромное и совершенно непаханое поле, и оно настолько многогранно, что здесь каждый найдет себя. Существуют даже социология моды, социология музыки, всякие политико-психологические сюжеты, которые нацелены на то, чтобы понять, как человек мыслит, познает окружающую действительность и, главное, как эти данные могут быть использованы в общественно-политическом процессе. Для тех, кому более интересно порассуждать над высокими материями, существует, допустим, экспериментальная философия. Всегда есть какие-то параллельные сюжеты, которые начинают тебя занимать, ты начинаешь в них погружаться, и это предотвращает чувство «перегретости» и выгорания.
В этом году вопреки ковиду и карантину проводился «Конкурс политологов», где вы стали победителем. Почему вы решили принять в нем участие?
О конкурсе достаточно много говорили: было много контекстной рекламы, на Первом канале были сюжеты на этот счет. И поскольку это первый национальный конкурс подобного формата и масштаба, который напрямую связан с моим профессиональным родом деятельности, я подумал, что было бы небезынтересно и полезно принять в нем участие. Отдельно хочу выразить благодарность коллегам, которые поддержали мое начинание. Одним из условий участия в конкурсе было предоставление двух рекомендательных писем. В данном случае такими «рекомендателями» выступили заведующий кафедрой политической теории Татьяна Александровна Алексеева и доцент нашей кафедры, программный директор РСМД Иван Николаевич Тимофеев. Также хочу отметить, что в экспертный совет конкурса вошла заведующий Кафедры сравнительной политологии Оксана Викторовна Гаман-Голутвина. Все это, безусловно, говорит о высокой востребованности представителей МГИМО в данной области.
В чем суть Конкурса?
Он был ориентирован на поиск новых подходов к политической ситуации в России и к тому, как на это можно взглянуть. Организаторы конкурса из Администрации Президента и смежных структур говорили о том, что они ищут тех, кто может предложить новый, «незамыленный» взгляд. По модели этот конкурс очень схож с конкурсом «Лидеры России». У них один организатор: его делает платформа «Россия – страна возможностей» при Администрации Президента. Этот конкурс для тех, кто работает в сфере прикладной и околоприкладной политологии.
Расскажите об этапах подготовки к Конкурсу.
Конкурс был довольно зубодробительным, потому что был очень многоступенчатым. Сначала, как и в любом конкурсе, организуемом платформой «Россия – страна возможностей» был дистанционный этап: подача заявки с описанием, портфолио. К этому прилагался довольно большой блок с заданиями, которые проверяют какие-то базовые навыки, например, общую эрудицию, стрессоустойчивость, умение быстро принимать решения. То есть весь дистанционный этап направлен на то, что ты должен действовать в условиях жесткого недостатка времени, и твоя задача – сохранить трезвость и ясность мышления в условиях очень сжатых сроков.
Как проходила очная часть?
Нас собрали в Москве, где предложили подтвердить свои результаты, но уже под контролем экспертов. После подтверждения результатов была стадия двухдневных полуфиналов и финала. Какой-то процент людей отсеялся, и мы начали заниматься разного рода кейсами, выстроенными по принципу командной работы. Команды работали столами, и каждый стол должен был найти решение кейса в течение определенного времени. Каждые два-три кейса нам меняли команду и стол. И так четыре или пять раз подряд в первый и во второй день. Здесь задача погрузить вас максимально в рабочую атмосферу и понять, как, помимо всего прочего, вы взаимодействуете с людьми.
Какие навыки оценивались?
Конкурс оценивался по двум трекам: был трек профессиональных аспектов, который проверял, насколько вы компетентны, и отдельный трек, где работали профессиональные профайлеры и оценщики, которые смотрели исключительно на то, как вы взаимодействуете в команде, насколько вы конфликтный или неконфликтный человек, насколько вы ведомы или, наоборот, упорны.
В процессе работы вы имели представление о критериях оценивания?
Когда мы всем этим занимались, мы не знали системы и шкалы оценивания. Организаторы конкурса, когда запускали очный этап, очень важную фразу нам сказали: не пытайтесь понравиться, не пытайтесь заранее актерствовать, потому что очень часто могут обращать внимание на те детали, которые вам даже в голову не придут.
Было ли это сложно?
В таком формате мы работали с утра до ночи, и это без преувеличения. Это такой марафон, по большому счету. Очень хороший стресс-тест. Взаимодействовать каждый раз в новой команде – это действительно непросто, потому что в каждой команде собраны профессионалы с собственным опытом, и нельзя быть волком-одиночкой. Какие бы выдающиеся решения вы ни предлагали, если вы подаете их в неправильной форме и не находите общего языка в команде, вряд ли вас высоко оценят. Прикладная политическая деятельность – это ремесло командное.
Что получали победители?
Для победителей предусмотрена система поощрения, которая заключается в работе с наставниками из числа представителей профессии и специальной образовательной программе по прокачиванию навыков.
У вас никогда не возникало желания кардинально поменять род деятельности?
У меня нет такого желания по той простой причине, что есть достаточное количество хобби, чтобы себя с разных сторон раскрывать. Например, я много выбираюсь на природу. Мое понимание таких выездов несколько отличается от будничного: мы достаточно далеко уезжаем от Москвы, проводим время в тайге. Раньше я занимался горами, то есть у меня был первый разряд по горному туризму. Занимался футболом в юношестве, потом просто играл довольно много. Стараюсь не бросать занятия музыкой. Профессионально ловлю рыбу.
Что значит «профессионально»?
Я соревнуюсь в рыбалке, и это довольно любопытно. Например, в позапрошлом году я ездил от нашей страны выступать за российскую команду в Японию, на международный турнир. Я прошел национальный отбор и попал на японский чемпионат.
Как так получилось, что вы стали заниматься этим профессионально?
Очень просто: когда эта дисциплина зарождалась, я просто был знаком с теми людьми, которые стояли у ее истоков. Она довольно молодая в России: ей примерно 10-11 лет. По сути, это выросло из кружка неравнодушных людей, и сейчас это уже достаточно серьезное общероссийское движение. В этом году появился полноценный чемпионат мира по этой дисциплине. И все ведутся разговоры, что когда-нибудь это станет олимпийским видом спорта.
Насколько часто получается уделять этому время?
Можно сказать, что я регулярно участвую в турнирах. Например, в последние выходные сентября я летал в Самару на 2 дня, как раз на соревнования. Оба дня удалось попасть в призы: первое и второе место. Наверное, хотелось бы чаще этим заниматься. Но мы все понимаем прекрасно, что, во-первых, есть рабочие дела, и, во-вторых, дела семейные. Когда появляется семья – это тоже не всегда с такими хобби идеально вяжется. Везде всего всегда хотелось бы больше, но реальность такая, какая она есть, я не жалуюсь.
Соревнования каждый раз в новых городах проводятся?
Базово мы находимся в рамках Москвы, но если ездить по стране, сейчас есть разные варианты направлений: Самара-Тольятти, Урал-Челябинск, есть север – Псков, Петербург.
И напоследок о самом приятном. У вас есть замечательный корги. Почему именно эта порода?
Еще с университетской скамьи, еще до такого «бума» на корги мне эта порода нравилась, но не было объективной возможности завести собаку. И так получилось, что только теперь все звезды сошлись, и вот я завел коржиху. Вернее, я подарил ее жене на день рождения.
Как зовут вашу собаку?
Ее зовут По. Потому что «paw» – лапка с английского. Супруга предложила, что если мы заведем корги, то ее будут звать По, и я подумал, что это прекрасная идея. Нашей собаке полтора года исполнилось. Подросток такой. Уже не щенок, но и еще не зрелая собака. Такой возраст, когда она еще взрослеет, и юношеский задор явно в ней сохранился.
Вы берете ее в поездки какие-нибудь?
Да, она любитель путешествовать. Был у нас опыт: мы летали в Крым, брали ее с собой в самолет, покупали ей отдельный билет – все как положено. Она неплохо переносит дорогу, вполне любит машину и на природе ведет себя как полноценная собака-компаньон: сопровождает, если что – пытается оберегать. Вот ждет меня сейчас дома.
Беседовала: Вера Куличенкова (2 МЖ)
Редактор: Арина Белякова (1 маг. ФУП)
Пресс-служба Студенческого союза