Выставка “Жены” в Музее русского импрессионизма
В полукруглом здании из стекла и металла на территории обновлённой кондитерской фабрики “Большевик” разместился Музей русского импрессионизма, в котором с начала февраля представлена выставка «Жёны».
…Брызжет в глаза синева васильков с картины Грабаря, а с десятков портретов смотрят женщины. Лица молодые и не очень, красивые и нет, строгие и улыбчивые. Одеты они по моде разных лет, эти представительницы разных сословий и слоев общества. Женщин объединяет одно – все они жёны русских художников, большинство из которых либо вплотную приблизились к импрессионизму, либо открыли новое, русское его направление, которое до сих пор недостаточно изучено в отличие от импрессионизма европейского.
Метаморфозы, произошедшие в русской живописи за это время, невероятны – это гигантский рывок от реализма передвижников до смелых экспериментов авангардистов. Выставка охватывает временной период, полный значительных исторических событий – от 1880-х годов 19 века до середины двадцатого столетия. Перед нами предстают возлюбленные как признанных в обществе мастеров кисти – классических реалистов Ильи Репина и Валентина Серова, так и тех, кто стоял у истоков импрессионизма в России – Игорь Грабарь и Константин Коровин, Пётр Кончаловский и Борис Кустодиев. Представлены на экспозиции и работы известных импрессионистов – «фрондёров» Роберта Фалька и Аристарха Лентуллова.
Двадцатый век ознаменовал новые веяния в искусстве. Революция изменила отношение к женщине и её предназначению. Посетители выставки могут проследить за эволюцией женского портрета от светских красавиц в корсетах и мехах до пришедших им на смену советских женщин-тружениц с прямыми взглядами и развитой мускулатурой. Именно они стали прототипами знаменитой работницы и спортсменки с советских плакатов.
Любопытная находка организаторов выставки – эффект присутствия. Чтобы зрители могли полнее ощутить красоту живописи и погрузиться в сюжеты картин, полотна дополнены «чистыми ароматами»: возле картин стоят колбочки – открываешь крышку и вдыхаешь запах моря, грозы или полевых цветов. Прикоснувшись к сенсорному экрану, можно перенестись в мастерскую или созерцать художника во время работы на пленэре.
Портреты жён, взирающих на нас со стен выставочных залов, написаны мастерами не на заказ, а по любви, эти женщины – и музы художников, и бесплатные натурщицы, и первые критики. Причём созданию портретов нередко сопутствовали настоящие муки творчества: Роберт Фальк, например, бился над портретом своей четвёртой жены Ангелины в белой шали почти два года, постоянно что-то изменяя и улучшая в образе любимой.
По-разному сложилась жизнь героинь выставки. За каждым портретом стоит сложная, порой трагическая судьба. Тех, кто хочет поближе познакомиться с этой уникальной галереей дамских образов, ждёт выставка в Музее русского импрессионизма. Она продлится до 15 мая.
Софья Сергиева, 1МЖ
Пресс-служба Студенческого союза