МГИМО в лицах: Дмитрий Игнатов
Завоевав главный кубок прошлого сезона и сумев выиграть даже «диванную», карантинную версию чемпионата, сборная МГИМО по хоккею «Дипломаты» в этом году выступает в высшем дивизионе Московской студенческой хоккейной лиги среди самых сильных команд столицы. Сегодня в рамках рубрики #мгимо_в_лицах мы поговорили с одним из главных игроков команды, с тем, от кого зачастую больше всех зависит итоговый счет на табло – с вратарем «международников» Дмитрием Игнатовым (3 ФУП).
Каждый раз в начале разговора я прошу своего героя представиться, и сегодняшнее интервью не стало исключением даже несмотря на то, что герой – мой хороший друг и в какой-то степени даже коллега: не первый год мы вместе делаем все возможное для того, чтобы хоккей жил в стенах нашего университета.
— Дмитрий Антонович Игнатов. Но вообще я не люблю, когда меня зовут Димой. Это как лакмусовая бумажка на определение друга: если человек, который претендует на хорошие отношения со мной, называет меня Димой, а не Митей – о дружбе говорить рано.
— Как ты пришел в хоккей?
— Мой путь в хоккей начался в 4 года, когда вслед за старшим братом Сашей я пришел в районную спортивную школу. Решение принимали родители, и на них очень повлияло отсутствие других интересных секций поблизости – ты либо идешь в плавание, либо в теннис, либо в хоккей. Выбор принимали больше за моего брата, чем за меня – а я уже пошел по его стопам.
— Рано или поздно приходится выбирать: становиться полевым игроком или же вставать на ворота. Что повлияло на твой выбор?
— Есть два пути: ты либо выбираешь путь вратаря сам, либо тебя определяет тренер, потому что ты недостаточно хорош как полевой игрок. Я стал вратарем в 7 лет, и я даже помню дату первой тренировки в этом амплуа. У меня было рвение, но вместе с тем я понимал, что полевым я смогу достичь в спорте гораздо меньше, чем на воротах. Со вторым вратарем, кстати, ситуация была противоположная: его назначил тренер исходя не только из умений, но и из физических данных.
Желание стать полевым появилось у меня в переходном возрасте. Я начал понимать, что у меня есть то мышление, которое необходимо полевым игрокам: грубо говоря, стоя на воротах, я знал, кому и куда надо побежать, чтобы сыграть удачно. Тогда я подумал, что неплохо бы смотрелся на позиции защитника – но возвращаться в самое начало уже не было смысла.
— В МГИМО ты играешь под 32 номером. Так было всегда?
— За свою жизнь я играл под двумя номерами. Как только я встал на ворота, я получил майку с номером 1 – это такая своеобразная традиция, характерная для юношеского хоккея: вратарь – корень команды, поэтому он выступает под первым номером. В 12 лет, когда я перешел в ХК «Крылья Советов», я взял 32 номер. Мне хотелось выделиться, и номер, не очень «привычный» для вратарей, оказался хорошим способом это сделать. К тому же, под 32 номером выступал мой главный наставник – Олег Игоревич Ромашко. Это стало проявлением уважения и благодарности к нему. В первую очередь за то, что он сформировал главный принцип моего характера – стремление к постоянной работе над собой.
— Хоккейный клуб «Крылья Советов» – какой он? Почему его воспитанников часто выделяют среди других хоккеистов?
— Из всех московских клубов «Крыльям» повезло меньше всего: в то время как другие команды были закреплены за каким-либо ведомством (ЦСКА, например, за Министерством обороны), «Крылья» славились как некая сборная «работяг с завода». Игроки «Крыльев» всегда ценились, в сборной страны было минимум три или четыре «крыльевских». В девяностые клуб переживал тяжелое время, ему опять не повезло: завод, под юрисдикцией которого находился клуб, приватизировали люди, которым было все равно на хоккей.
В 2011 году было расформировано последнее оставшееся от некогда великих «Крыльев» – молодежная команда. Остались деньги лишь на содержание спортивной школы. В 2016 году благодаря появлению спонсоров клуб удалось возродить, снова появилась молодежная команда, но о прежнем уровне говорить пока что рано.
— Нынешний тренер сборной МГИМО Игорь Геннадьевич Ефимов когда-то тоже тренировал юниорскую сборную «Крыльев». Это видно?
— «Крыльевская» школа особенная. Это сложно описать, но это чувствуется с первой тренировки – если бы я даже не знал, что Игорь Геннадьевич из «Крыльев», я бы понял это по его поведению, по тому, что он дает на льду и какие проводит упражнения. Это что-то неосязаемое, «Крыльевские» всегда и везде друг друга найдут.
— Почему ты принял решение не идти в профессиональный спорт, а сконцентрировался на учебе?
— В 9 классе мои интересы перестали ограничиваться хоккеем и прогулками с друзьями. Захотелось чего-то нового, а еще доказать себе, что я могу быть лучше, чем есть сейчас. Я начал учиться на «отлично», стал интересоваться историей, политикой. В целом изменился вектор моего мышления, сформировались другие ценности. Оказалось, что жизнь, не ограничивающаяся только хоккеем, тоже может быть интересная, а учеба – не всегда обязанность.
В середине 10 класса было окончательно принято решение выбрать учебу, а не спортивную карьеру. Последний сезон за «Крыльев» я доигрывал уже с осознанием, что в профессиональный спорт я не пойду. Примечательно и даже забавно, что, расставшись с мечтами о большой карьере, я стал показывать лучшие результаты за все свое время в спорте. Исчезла лишняя нервозность и пришло понимание, что ничего фатального не случится, если я пропущу шайбу.
— Видя эти успехи, не хотелось ли «отмотать» время назад и все-таки остаться в спорте?
— Я недавно нашел фразу, идеально описывающую мое состояние в то время: «Подумав – решайся, а решившись – не думай». Метнешься один раз – так и будешь всю жизнь, это не даст полноценно сконцентрироваться. Я бы гнался за двумя зайцами и в итоге не поймал бы ни одного.
— В итоге твой выбор пал не просто на учебу, а на учебу в МГИМО. Почему? Ведь твой брат учился в университете в Америке, где гораздо больше возможностей совмещать спорт и учебу. У тебя не было такого желания?
— У Саши была немного другая ситуация: его отъезд в Америку – решение родителей, они даже иногда говорят, что это был своего рода «эксперимент».
Я понимал, что мечту о профессиональной карьере можно променять только на учебу в лучшем университете страны. К тому же, учитывая проснувшийся интерес к политике, формирование собственных политических взглядов – куда с этим идти, если не в МГИМО?
— Что не хватает России, чтобы тоже стать страной, которая привлекает молодых хоккеистов – как привлекают, например, США или Канада?
— На этот вопрос можно посмотреть с двух сторон: во-первых, со стороны системы. Система – это о том, как государство вкладывается в хоккей, сколько есть спортивных школ, насколько это коррумпировано. Люди часто обижены на личное отношение к ним одного человека или тренера, и распространяют это на всю систему в целом: это неправильно. В России сильная как сборная, так и хоккейная школа. Тем не менее, Америка дает шанс для более раннего старта карьеры. Там очень много лиг, в том числе молодежных, это более развито и есть практически в каждом городе, что нельзя сказать о регионах России. Чем раньше ты уедешь, тем раньше тебя заметят, тем раньше ты «выстрелишь».
Во-вторых, можно посмотреть на проблему и с субъективной стороны: как сами игроки это видят, что их мотивирует уехать. Вряд ли в 13 лет ты придешь к родителям и скажешь: «Мам, пап, пока, я в Америку играть поехал». Такие решения, как правило, принимает семья – и семья верит, что за океаном у ребенка гораздо больше перспектив не только в хоккее, но и в учебе: якобы американское образование лучше. Как по мне, можно и в деревне стать Леонардо да Винчи, а можно, наоборот, окончить Гарвард и потеряться в жизни.
В целом все, что происходит в последние годы в России, говорит о положительных тенденциях – есть даже Национальная программа подготовки хоккеистов! Но нам все еще мешает катастрофически маленькое количество спортивных школ, особенно в регионах, коррумпированность молодежного хоккея и нехватка кадров.
— Сложно ли совмещать учебу в МГИМО и игру в хоккей?
— Студенческий спорт далек от профессионального по степени загруженности. В сравнении с проблемами, которые возникали в школе, сейчас даже легче. Спорт дает дополнительную мотивацию: успехи в одной области жизни вдохновляют на что-то большее в другой. В этом смысле без хоккея было бы даже тяжелее.
Наша сборная особенная. Хоккеист, говорящий на двух иностранных языках, разбирающийся в международных отношениях – слом всех существующих стереотипов.
— Прошлый сезон стал для «Дипломатов» триумфом: 8 игр и 8 побед! Какая игра запомнилась больше всего и почему?
— Та, на которой оборвался сезон – со сборной РХТУ. Это был самый принципиальный матч для нас: мы боролись за первое место, обе команды шли без поражений. Мы понимали, что игроки в команде соперника сильные, опережают нас по интенсивности тренировок. Мы не боялись, но отнеслись к этой игре с особым вниманием. Как вратарь, перед каждой игрой я всегда готовлюсь к худшему: как правило, оптимистичный подход ни к чему хорошему не приводит.
— Тем не менее, триумф закончился карантином. Как прошли полгода без тренировок и игр? Сильно ли сказалось это по возвращении на лед?
— Когда прервался сезон, мы все думали, что это продлится недолго – максимум полтора месяца. Но потом стало понятно, что в июне кубок над головой мы не поднимем. По итогам текущих результатов нам дали первое место, но особого удовлетворения никто не получил: просто стечение обстоятельств. Это то же самое, что получить диплом на втором курсе – вроде приятно, но все равно не то. Поэтому сейчас мы стали голоднее до побед.
— Сейчас «Дипломаты» в высшем дивизионе. Что изменилось по сравнению с прошлым сезоном? С какими трудностями столкнулась команда?
— У нас по-прежнему проблемы с дисциплиной, которые проявляются в мелочах – в форме, цвете шлемов, иногда – в опозданиях на тренировки. Я очень педантичный человек, мне очень важен порядок. Я требую дисциплины от себя, ее же ожидаю от других. Я живу нашей командой, и мне хочется, чтобы у нас все было на высшем уровне. Нам всем нужно понимать, что от любого нашего действия зависят и другие игроки. Наверное, из-за моего игрового амплуа я с самого раннего детства живу с ощущением, что от меня зависит игра: и если я что-то сделаю не так, это отразится на всех.
— Видимо, не зря говорят, что «вратарь – половина команды». Это так?
— Полевые игроки меняются в ходе игры. А я статичный, стою один на последнем рубеже. И если все не зависит от меня, то точно на мне замыкается. Мой тренер утверждал, что от вратаря зависит 70% происходящего на льду – и поэтому построение команды должно начинаться от вратаря, а не иначе.
— Часто ты просто «спасаешь» команду от поражения. А что ты чувствуешь, когда выходишь на лед?
— Когда я играл в «Крыльях», хоккей был рутиной, не вызывающей сильных эмоций. Но сейчас все иначе: я прихожу на игру, и для меня это как праздник. Первая эмоция – радость, за ней приходит чувство ответственности – не только за себя, но и за всю команду.
— Один из последних матчей «Дипломатов» закончился поражением в серии буллитов (послематчевых бросков). Как ты относишься к буллитам – это мастерство, везение или все вместе?
— В хоккее принято считать, что это – лотерея. Не знаю, откуда пошло это выражение, но ясно одно: каждый полевой игрок буллиты обожает, а каждый вратарь – ненавидит. Когда игра доходит до буллитов, важен настрой. Два сезона назад мы проигрывали МГУ со счетом 4:1, а к концу третьего периода дотянули до 4:4 – в таком мобилизованном состоянии нам удалось «дожать» и вырвать победу. С МГСХА ситуация была противоположная: мы вели 3:0, пропустили, вышли на буллиты уставшие, подавленные – и проиграли. Было обидно. Как самокритик, я всегда виню себя: хотя можно и у полевых спросить – а почему никто из вас не забил?
— Сейчас МСХЛ опять уходит на карантин. Что команда будет делать до февраля? И чем займешься ты?
— Будем тренироваться, отрабатывать схемы, наигрывать новый состав. У нас нет тенденции «ура, сезон остановили, можно отдохнуть» – нет, мы все хотим продолжать тренировки. Более того, планируем играть в серии товарищеских матчей: было бы интересно покататься не только с другими студенческими сборными, но и со спортшкольниками. Придумаем что-то!
Появилось и больше времени для моей семьи, друзей и других моих увлечений: буду продолжать изучать международные отношения, ходить в тренажерный зал, совершенствоваться в игре на гитаре… еще хочу попробовать себя в роли тренера, но не для того, чтобы заработать – а просто чтобы получить удовольствие от работы с детьми.
Текст: Елена Тимофеева, 4МЖ
Редактор: Софья Бабкина, 1 маг. МО
Пресс-служба Студенческого союза МГИМО