МГИМО в лицах: Матвей Пятаков
За плечами четыре года бакалавриата на факультете Международных экономических отношений и заветные 97 баллов за государственный экзамен по немецкому языку, в руках – красный диплом. Достаточно ли этого набора для начала успешной карьеры? Когда вообще нужно задуматься о будущем трудоустройстве? Сегодня в рамках рубрики #мгимо_в_лицах поговорили с Матвеем Пятаковым – стажёром одной из четырёх крупнейших консалтинговых компаний в мире и студентом магистратуры в настоящем, выпускником факультета МЭО и активистом Студенческого союза в прошлом.
— В этом году ты окончил бакалавриат факультета МЭО с красным дипломом. Сейчас работаешь в сфере финансов. Почему четыре года назад ты решил поступить в МГИМО, а не МГУ или ВШЭ?
— На самом деле я совершенно не планировал поступать в российский вуз, потому что жил в Германии, там же учился в школе. Только в апреле я понял, что буду поступать в университет в России, а в конце мая уже нужно было сдавать ЕГЭ. Признаться, я не мечтал о МГИМО с шестого класса, как это было у многих, и не ходил на подготовительные курсы. На момент поступления я ещё не был уверен, буду ли я работать исключительно в финансах или в международной сфере. Я ответственно подошёл к процессу выбора вуза, смотрел учебные планы и понял, что в ВШЭ и МГУ специализация слишком узкая, а МГИМО привлёк меня разносторонностью образования – мне понравилась перспектива получить знания не только в финансовой и экономической сферах, но и в смежных областях.
— Сейчас ты работаешь в консалтинговой компании Ernst & Young. Очевидно, что на успешное прохождение отбора повлияли несколько факторов: как твой красный диплом, так и личные качества. Что сыграло определяющую роль?
— Только совокупность факторов, нельзя выделить какой-то конкретный. Все собеседования в компании в сфере финансов проходят в стрессовой обстановке, часто интервьюеры задают такие вопросы, на которые можно просто не знать ответ. Наблюдают за тем, как кандидат работает в состоянии стресса, как ведёт себя, какие предпринимает шаги. Во время одного специализированного интервью по финансам я получил задание, решение которого совсем не знал. Мне удалось уместно пошутить и разрядить обстановку, что в итоге позитивно повлияло на исход, поэтому не стоит недооценивать soft skills (прим. автора – «гибкие», надпрофессиональные навыки, не связанные с должностными обязанностями человека). И чем больше я работаю, тем лучше я это понимаю. Но при этом, конечно, базой являются hard skills.
Моя подготовка к собеседованиям к финансовой сфере включала дополнительные занятия: я прорабатывал ответы на интервью, занимался математикой на курсах в Высшей школе экономики. Меня также спрашивали, на какую тему я писал диплом и почему. Если тема диплома связана с будущей сферой деятельности, то это может стать большим плюсом для работодателя.
— Сотрудники, проработавшие в консалтинге 1-3 года, говорят о переработках, низкой заработной плате и высоких нагрузках. Какой «отзыв» ты мог бы оставить после нескольких месяцев работы?
— Я разделяю эти впечатления, но мне кажется, что подобный опыт является позитивным. То, что мы работаем ежедневно с 8 утра и до часу ночи, – стереотип. Бывают дни и периоды, когда нагрузка выше, чем обычно: горит дедлайн или параллельно идут несколько проектов, тогда можно утверждать, что «хорошо работать равно работать с раннего утра до позднего вечера». Главное, чтобы работа приносила удовольствие. В этом случае несколько лишних часов рабочего дня не будут казаться чем-то критическим, а скорее наоборот, возможностью научиться чему-то новому.
Что касается зарплат – не могу сказать, что они низкие. В четвёрке (прим. автора – четыре крупнейших в мире сети компаний, предоставляющих аудиторские и консалтинговые услуги: Deloitte, PwC, Ernst & Young и KPMG) они средние, зато есть возможность расти в должности каждые полгода-год с ростом зарплаты примерно на 5%, это психологически приятно. Приятнее, чем работать в банке с большей зарплатой, но постоянно на одной и той же должности.
— Понятно, что выпускник, окончивший бакалавриат, не готов к работе ни в аудиторской, ни в консалтинговой компании. Поможет ли магистратура увеличить шансы на успешную карьеру?
— Выпускник бакалавриата не готов ни к какой работе. Чтобы стать действительно востребованным на рынке труда, нужно стажироваться. Я прошел три стажировки, но каждый раз на новой работе понимал, что знаний не хватает и приходится учиться заново. Это нормальный процесс, не нужно бояться. Пока ты стажёр, каждый твой шаг проверяют более опытные сотрудники, тебя поправляют, учат, показывают, как принято делать на практике. Так что стажировки играют крайне высокую роль в успешном трудоустройстве, не нужно их недооценивать. Они позволяют посмотреть на ту или иную индустрию изнутри. Более того, стажировки могут помочь с выбором, если ещё непонятно, где хочется работать.
Роль магистратуры – сложный вопрос. Для того, чтобы идти в магистратуру, нужно отдавать себе отчёт в том, какие знания удастся почерпнуть. В противном случае, именно с точки зрения конкурентоспособности, по моему мнению, она принесет мало пользы.
— Где искать стажировки и как их найти?
— Самое простое – Headhunter и другие подобные сайты, там постоянно появляются новые вакансии. Нужно начинать искать что-то подходящее уже после второго курса. Второй вариант – различные кейс-чемпионаты. Побеждая или просто участвуя в них, можно привлечь потенциальных работодателей, я до сих пор получаю приглашения-рассылки по почте, хотя участвовал в последнем на первом курсе. Кроме того, во все вузы, в том числе в МГИМО, часто приходят рекрутеры из различных компаний, нужно с ним знакомиться, направлять своё резюме.
— А твоя стажировка в Мюнхене, ты её тоже на Headhunter нашел?
— Да, практически. Мне всегда было интересно поработать за границей. Так как я учился в школе в Мюнхене, этот город стал очевидным выбором. Я выбрал несколько компаний в финансовой сфере, нашел контакты HR-специалистов, написал им на почту, что хотел бы пройти летнюю стажировку. Конечно, практически все отказали, но один инвестиционный фонд согласился взять меня. Безусловно, тот факт, что я жил здесь ранее, и наличие определенных знакомств сыграли свою роль. В целом мне кажется, что в поиске работы по знакомым нет ничего зазорного. Так можно узнать о нигде не опубликованной вакансии и принять участие в отборе.
Работать было сложно, всё было на немецком: письма, презентации, ошибиться в написании слова или грамматике было нельзя. Первые несколько дней я сидел и просто наблюдал за происходящим в офисе, не особо понимая, что от меня хотят, но после первой недели втянулся в рабочий процесс. После месяца стажировки я стал говорить намного свободнее. Наверное, этот месяц перед 4 курсом и помог мне круто сдать гос по немецкому.
— В течение нескольких лет ты возглавлял отдел внешних связей Студенческого союза МГИМО. Какую роль на становление тебя как личности оказала внеучебная деятельность?
— Я уверен, что внеучебная деятельность – обязательная составляющая студенческой жизни. Но сначала я очень скептично относился к Студенческому союзу, у меня были несколько советские представления о нём – капустники, самодеятельность; сейчас понимаю, что это была потрясающая школа: мы организовывали мероприятия самого разного формата, общались со спикерами и гостями, искали спонсоров. Я многому научился; не уверен, что всё это мне пригодится в дальнейшем, но ты никогда не знаешь, какие навыки окажутся нужны. В частности, большинство гибких навыков я получил именно там.
Студсоюз – это отличная площадка для новых знакомств, реализации проектов и инициатив. Большинство ребят там хорошо учатся, имеют высокие рейтинги, впоследствии оканчивают университет с красными дипломами – очень заряженные, нацеленные на карьеру. В Студсоюзе действительно всё держится на инициативе, поэтому чтобы получить от него по максимуму, нужно быть готовым к активной и местами даже трудной работе.
— Что бы ты пожелал первокурснику, поступившему в университет, чтобы он смог взять максимум от четырех лет образования?
— Первый курс, как по мне, это некий переходный, я бы даже сказал акклиматизационный период. Первый семестр нужно постараться максимально активно участвовать в учебном процессе, не пропускать пары, чтобы понять уровень учебной нагрузки. Во втором семестре можно посмотреть, что есть в университете помимо учебы. Это и Студенческий союз, и Научное студенческое общество, и студии Культурного центра, а также многие другие клубы и организации.
Второй и третий курс – это время, когда нужно участвовать в различных проектах, а также искать стажировки. А вот на четвёртом курсе уже имеет смысл больше концентрироваться на профессиональных компетенциях.
Сейчас я учусь на первом курсе магистратуры и уже ушёл из Студсоюза, потому что понял, что пора уступить место более молодым и заряженным. Недавно я зашел в Зимний сад (прим. автора – офис Студенческого союза), там сидели ребята, кипела какая-то деятельность – точно так же, как и четыре года назад, очень приятно было это видеть, даже стало грустно, что для меня больше нет никаких служебок (прим. автора – служебные записки).
Текст: Дарья Комиссаренко, 2МО
Редактор: Елена Тимофеева, 4МЖ
Пресс-служба Студенческого союза